0
2951
Газета Культура Интернет-версия

03.09.2015 00:01:00

Реформа с южным темпераментом

Тэги: италия, музей, директор, конкурс, модернизация


италия, музей, директор, конкурс, модернизация Галерея Уффици будет модернизирована. Фото с сайта www.uffizi.com

Итальянское Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма рассудило, что обновлять музеи страны нужно сразу и в массовом порядке. Зимой был объявлен открытый (!) конкурс, анонсировавшийся очень широко, причем участвовать в нем могли и неграждане Италии. Недавно подвели итоги, из 20 соревновавшихся за руководящие посты директоров лишь один остался прежним, среди остальных оказалось 7 иностранных специалистов. «НГ» спросила мнение экспертов об этой реформе.

В числе 20 музеев – и Уффици, и флорентийский Музей Барджелло (кстати, по образцу его двора был в свое время сделан Итальянский дворик нашего Пушкинского музея), и флорентийская Галерея Академии, и ее «сестра» – венецианская Галерея Академии, и миланская Пинакотека Брера, и неаполитанский Музей Каподимонте… Топовые институции. Конкурс был принят с большим энтузиазмом, и на него поступило около 1200 заявок от итальянских граждан и около 80 от представителей других стран.

«Не сплеча ли рубят, не слишком ли резко идет реформа?» – первый приходящий в голову вопрос. Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова говорит, что этот шаг, по-видимому, был вызван желанием «влить новую кровь, познакомиться с культурой других стран» и что, конечно, у таких решений много компонентов. Директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда рассказывает, что для Италии это абсолютно новый шаг: «Я смотрела профили новых директоров – все они учились в Италии, и, например, новый директор Уффици Эйке Шмидт – крупный специалист по средневековому и последующих веков искусству. Конечно, перемена резкая, но, возможно, она принесет новый взгляд на руководство музеями. Другое дело, что в Италии сложная бюрократическая пирамидальная музейная система, и я не знаю, как директора будут с ней справляться, поскольку зачастую бюрократические препоны могут затормозить ту решительность, с которой музейный руководитель хочет что-то поменять». Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывает, как сама столкнулась с тем, что в крупных итальянских городах все музеи прежде подчинялись городскому интенданту музеев и все вопросы решались через интендантов, это вызывало определенные сложности в работе с конкретными музейными институциями.

В Москве за последние годы тоже во многих музеях назначили новых директоров, Минкультуры ищет не просто специалистов в своей сфере, а еще и эффективных менеджеров. В этом смысле ситуация сходная, хотя масштаб и методы разные. Италия пошла в сторону большей открытости процедуры. По словам Ольги Страды, прежде музейных директоров тут тоже назначали, и часто это были пусть и хорошие специалисты, но предложенные чиновниками, государственной структурой. Во время нынешней реформы впервые был объявлен открытый конкурс, в котором участвовали и специалисты из других стран. Хотя, например, в римской Галерее Боргезе «подтвердили прежнего директора Анну Коливу, – говорит Ольга Страда, – она искусствовед, но смогла привнести в музей и менеджерский взгляд. В нынешней реформе есть только один случай чисто менеджерского подхода – в Королевском дворце в Казерте. Думаю, что в целом министр культуры Италии Дарио Франческини принял правильное решение».

Зельфира Трегулова согласна, что такая реформа – «радикальное действие, хотя итальянские музеи, хранящие удивительные сокровища и привлекающие огромное количество туристов, нуждаются в том, чтобы их вывели на современный уровень». К тому же опасения вызывает то, что «часть новых директоров прежде не имела опыта руководства такими крупными институциями. Однако, – продолжает она, – реформа в целом должна дать новым директорам больше свободы. Потому что пустить их в свободное финансовое плавание – ведь музеи должны теперь сами зарабатывать деньги, поскольку поток государственных средств сокращается, – нельзя, не дав полномочий действовать. Раньше они были очень скованы рядом регламентаций и не обладали той самостоятельностью, какая есть – я уж не говорю про Штаты, там всего один государственный музей, Смитсоновский институт, – даже в России».

Поскольку новые музейные руководители – не только итальянцы, среди них есть и представители других стран (Германия, Австрия, Франция, Канада), возникает вопрос знания коллекций в доверенных им институциях. Но директор ГТГ считает, что это вопрос времени, а главная проблема – языковая: не все в итальянском музейном сообществе знают английский – в лучшем случае французский. Что до руководителя из другой страны, Зельфира Трегулова приводит в пример в первую очередь Мартина Рота, немца, ныне директора лондонского Музея Виктории и Альберта, а до того бывшего гендиректором Музеев Дрездена и «поднявшего их на невероятно высокий уровень».

В связи с приглашением директоров из других стран вспомнился пример флорентийского Палаццо Строцци, которым последние девять лет руководил канадец Джеймс Брэдберн – и невероятно динамизировал эту некогда просто очень труднодоступную площадку. Два года назад корреспонденту «НГ» посчастливилось побывать там на открытии выставки «Русский авангард, Сибирь и Восток» (курировали проект хорошо известные в России специалисты по русскому авангарду Джон Боулт и Николетта Мислер, а также замдиректора Русского музея по научной работе Евгения Петрова). Это было очень сильное впечатление – то, чем вдохновлялись художники, было не просто рассказано в экспликациях, а тут же и показано – от шаманских масок до древней каменной бабы (даже в крупных российских музеях подобных проектов за последние годы не припомнить). «Я считаю, что работу, проделанную Джеймсом во Флоренции, он сможет произвести и в миланской Пинакотеке Брера, в которую он отправляется работать, – комментирует Ольга Страда. – У нас ведь прекрасные музеи, но они нуждаются в модернизации, об этом говорят все».

Остается ждать и смотреть, помогут ли в этом столь резкие преобразования и какими способами будет осуществляться модернизация. К тому же нынешний этап – вовсе не последний в реформе. На очереди – многочисленные региональные музеи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
731
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
844
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1199
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
957

Другие новости