0
2438
Газета Культура Печатная версия

07.04.2016 00:01:00

Дирижер Туган Сохиев скрепил дружбу Москвы и Парижа

Оркестры из Флоренции, Лондона, Парижа и Тулузы выступили в столице

Тэги: музыкальный фестиваль, западные оркестры, москва, афиша, франция, культурный туризм


музыкальный фестиваль, западные оркестры, москва, афиша, франция, культурный туризм Зубин Мета сорвал в Москве заслуженную овацию. Фото с официального сайта фестиваля

Не было ни гроша, да вдруг алтын – впервые в этом сезоне в Москву приехали четыре западных оркестра. Два французских выступали в один день: филармонический оркестр Радио Франции закрывал Фестиваль Мстислава Ростроповича в Большом зале консерватории, а оркестр Капитолия Тулузы открывал в Большом театре франко-российский год культурного туризма. Если бы организаторы были чуточку внимательнее к планам друг друга, меломану не пришлось бы разрываться на части.

Но, увы, оркестр Радио Франс пришлось послушать на утренней репетиции, а вечер посвятить Реквиему Гектора Берлиоза, который был выбран в ознаменование русско-французской культурно-туристической дружбы. Символически скрепил ее Туган Сохиев – главный дирижер тулузского оркестра и музыкальный руководитель Большого (в исполнении Реквиема участвовали хор и артисты оркестра театра). Выбор сочинения, кстати, следует признать удачным: партитура грандиозная. Достаточно сказать, что в первом исполнении Реквиема (предполагалось, что оно прозвучит на траурном шествии памяти жертв Июльской революции, но в результате прозвучало в Доме инвалидов на другой церемонии) было задействовано четыре сотни музыкантов. Партитура предполагает 18 (!) контрабасов и 4 дополнительных духовых оркестра, чьи эффектные вступления в кульминациях (первая – в Dies Irae), конечно, вызывают ассоциации и с антифонным пением в церкви, и с акустическими экспериментами композиторов XX века. При всех любопытных нюансах оркестровки главным персонажем этого сочинения – по крайней мере по ощущениям от исполнения в Большом – остается хор: сложные многоголосные фуги контрастируют с рецитацией на одном звуке, эмоциональная амплитуда то зависает на тихой молитвенной ноте, то срывается в возгласе отчаяния. Хор Большого театра это испытание (сочинение длится около полутора часов) выдержал более чем достойно.  

На Фестивале Мстислава Ростроповича триумфально (другого слова и не подобрать – пока длились аплодисменты, иные слушатели успели добраться до дома) прошли гастроли оркестра и хора фестиваля «Флорентийский музыкальный май». На этот раз худрук коллектива Зубин Мета сделал правильный выбор (в прошлом году он попытался сразить публику русской программой, но потерпел фиаско) в пользу «Аиды» Верди. Возможно, под влиянием Ольги Ростропович, посвятившей фестиваль 90-летию со дня рождения Галины Вишневской, Аида была одной из коронных партий певицы. Сцену украшала огромная фотография Галины Павловны в этой роли: в том самом платье, которое спроектировала она сама, отвергнув решение костюмера. Интерпретация вобрала все самое «итальянское»: терпкие и сильные голоса (главные партии исполнили сопрано Мария Хосе Сири и тенор Грегори Кунде), способные перекрыть оркестр и хор, не стремящиеся даже слегка приглушить фортиссимо; крайняя страсть, даже экспрессия – казалось, в таком исполнении «Аиде» совсем не нужна никакая сценическая интерпретация, настолько – через исполнение – были визуализированы отношения между героями.   

Лондонский филармонический оркестр и его главный дирижер Владимир Юровский заставили москвичей взгрустнуть или позавидовать: отчего с Госоркестром не выходит такой же (надо сказать, близкий к идеальному) результат? В ГАСО работают лучшие музыканты, Юровский руководит коллективом уже без малого пять лет – срок достаточный для достижения результата. Но – увы! – той легкости, того контакта с оркестром, что продемонстрировали Юровский и англичане, в отношениях с ГАСО не наблюдается. В Скрипичном концерте Элгара – сочинении с довольно пространным формообразованием, но довольно виртуозном (солировал Борис Бровцын), и особенно в простеньком на первый взгляд бисе (пьеса Элгара Salut d'Amour) оркестр демонстрировал чудеса ансамблевой игры: способность к единому дыханию и умению слышать себя и всю группу. А роскошь морских пейзажей в симфонической фантазии «Русалочка» Александра фон Цемлинского, мощные длительные крещендо, внезапные смены динамики заставляли вспомнить банальное – но в данном случае уместное – сравнение Лондонских филармоников с «Ягуаром», чудом автомобилестроения.    


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москвичам помогут остаться активными долгие годы

Москвичам помогут остаться активными долгие годы

Татьяна Попова

Общественники предлагают интенсивно развивать столичные проекты, улучшающие жизнь пожилых горожан

0
832
Несистемной оппозиции напомнили о фильтре

Несистемной оппозиции напомнили о фильтре

Дарья Гармоненко

Партия власти начала подготовку к выборам мэра Москвы

1
1645
Канатоходец без шеста

Канатоходец без шеста

Юрий Кувалдин

О ловле лягушек, эстраде и ангеле-хранителе

1
428
У нас

У нас

0
158

Другие новости

Загрузка...
24smi.org