0
5064
Газета Культура Интернет-версия

11.05.2016 00:01:00

Олег Попов: "Мне по душе чистый цирк, без всякой химии"

Тэги: цирк, клоунада, олег попов, интервью


цирк, клоунада, олег попов, интервью Олег Попов и его самый знаменитый номер с солнечным зайчиком. Фото РИА Новости

В Петербурге завершились представления Олега ПОПОВА, приезжавшего в Цирк на Фонтанке с программой «Пусть всегда будет солнце!». Легендарный клоун рассказал корреспонденту «НГ» Евгению АВРАМЕНКО о клоунаде, дрессуре, об опасностях в цирке и о том, как цирк может спасти жизнь.

Какое впечатление произвел на вас Петербург?

– Хорошее впечатление. Город-музей, что тут скажешь. В основном я все время проводил в цирке, работая над репризами. Но кое-куда удалось выбраться. Был на выставке в Русском музее, посвященной отечественному цирку. Гуляли с Габриэлой (супруга артиста. – «НГ») по Невскому, как по Бродвею. Город стал лучше, это бросается в глаза. А главное, что зритель здесь принимает необыкновенно тепло. В этом смысле разница между Москвой и Петербургом была и есть, никуда не денешься.

В советские времена я несколько раз выступал в Ленинграде. Здание цирка Чинизелли меня и тогда восхищало, а теперь, после реконструкции, и подавно. Скажем, бывают очень красивые цирки шапито. Но это все равно несравнимо с тем цирком, который благодаря Чинизелли построен на века! И какая радость быть там! В Москве стоит Большой театр. А на Фонтанке, можно сказать, Большой цирк… не СССР уже, но России. Большой цирк России. Уютный – насколько можно так сказать про здание, предназначенное для цирка. Пространство само по себе очень воздействует на зрителя. Можно ли представить себе, чтобы в шапито зритель пришел в валенках, или грязным, или даже пьяным? Можно. А в Цирк на Фонтанке – нет. Когда человек входит в зал, он должен попадать в другой мир, искусство цирка ведь искусство праздничное. И здание на Фонтанке отвечает этому.

Вас много спрашивают о вашем восприятии нынешней России. Спрошу наоборот: как восприняли вы заграницу, когда оказались там? Вы ведь еще в далекие советские времена часто выезжали за рубеж.

– Да, когда железный занавес только начал раскачиваться, цирк один из первых стал выезжать за рубеж, а я – один из первых, кто стал выезжать с цирком. Впечатлений было очень много. Мне вообще это очень интересно – приезжать в другие страны, знакомиться с их обычаями. А почему я в конце 1980-х остался жить за рубежом? Так это же не от праздника какого-то, а от безденежья. Это был очень трудный период, но и очень хороший: судьба учила выживать.

Читая мемуары цирковых артистов, ощущаешь резкий контраст между видимой праздничностью цирка и суровой изнанкой…

– С другой стороны, а где этого нет? Повсюду свои сложности. И в театре, и в политике – везде, в любой организации. Сейчас жизнь вообще сложна. Включите телевизор: все время стреляют, убивают. Что ребенок от этого телевизора получит, какие знания? Телевизор очень подавляет новостями, сериалами, можно чокнутым стать. И совсем иное дело, если человек с детства увлекается искусством. Кто-то любит, например, цирк и не любит балет, а кто-то наоборот – на вкус и цвет товарища нет. Но как это замечательно, когда любовь к искусству передается из поколения в поколение! Допустим, мама с папой водят мальчика в цирк. Студентом он приходит туда с девушкой. Через какое-то время – с женой. А потом они приводят с цирк своего ребенка.

Вы и сами написали мемуары, которые вышли в Германии. А издать их в России не планируете?

– Пока нет. Это связано с авторскими правами. Эту книгу я, кстати, писал не один, мне помог друг, который меня хорошо знает. Чтобы написать об артисте, нужно с ним беседовать, знать и характер его, и что он думает, и его репертуар. Мне не один раз говорили: «Я хочу о вас книгу написать». И дальше что? Если ты меня не знаешь… Значит, будешь собирать, кто, что и где рассказал? Ерунда это все.

Что должно быть присуще человеку, чтобы он стал клоуном?

– Никогда я на эту тему не задумывался. В жизни, по крайней мере моей, большую роль играет случай. Я в цирк пришел от слесарного станка. В 1944 году мама устроила меня учеником слесаря на комбинат газеты «Правда». Случай подвернулся, и я стал заниматься акробатикой. Я думаю, что главное для человека, занявшегося клоунадой, любовь к этому жанру и стремление его познать. Я в свое время много читал о цирке, много чего видел, дружил с клоунами. И думал, что потом эти знания кому-нибудь передам. А еще я почему-то видел себя режиссером цирка – когда сойду с арены. В программе, которая прошла в Цирке на Фонтанке, я попытался что-то сочинить, хотя у нее был режиссер (Виталий Салтыков. – «НГ»). То, что над манежем висит карусель с шатром, как из детства, это я предложил. И не только это.

Но, строго говоря, это был не режиссерский цирк, а дивертисмент. И мне понравилось, что трюк обнажен, не завуалирован изысками режиссуры.

– Любой продукт вкуснее в чистом виде, чем когда в него химия добавлена. Искусство цирка изначально чистое искусство, здесь обмана не может быть. Вот человек крутит сальто-мортале – какой тут обман?! Цирк дю Солей видели? Там как – берут артиста, вокруг 40 балерин… и крутят-вертят, мозги тебе запудривают. Потом даже и не помнишь, что за трюки делал артист. Вам нравится? Хорошо, пусть нравится. А мне по душе классический цирк, чистый, без всякой химии.

Какой дивертисмент без номеров с животными? Были такие номера и в вашей программе-бенефисе. Сегодня дрессура – предмет бурных споров, в некоторых странах она запрещена. Как вы к этому относитесь?

– Это, конечно, жалко, потому что дрессура зверей – искусство древнее, с него цирк ведет свою историю. Но в чем-то защитники животных правы. Есть артисты, которые не очень хорошо относятся к животным. У таких артистов я бы, конечно, их отнял. А есть дрессировщики, у которых даже детей нет, потому что они всю любовь отдают своим зверям.

Такие цирковые жанры, как дрессура или, скажем, эквилибристика, сопряжены с опасностью для жизни. А какая опасность в профессии клоуна?

– Вы же видели в нашей программе акробатов на подкидных досках? Такие трюки проделывать! У меня каждый раз сердце из груди вырывается! Сегодня-завтра, не дай бог, на манеже отвлекся мысленно, потому что с семьей поссорился или ногу подвернул. Это же как надо любить свою работу, чтобы вновь и вновь выходить на манеж! Преклоняюсь и восхищаюсь.

Но и у меня бывали опасные моменты: я как-то выступаю, а сверху падает мешок для грузоотправки. Хорошо, что обошлось. Но по большому счету какая для клоуна опасность? Разве если что-то сказал не так. Но в цирке клоуны больше молчат. Словами надо пользоваться минимально. В этом смысле главным своим учителем я считаю Великого немого. Чарли Чаплин – вот икона для клоуна. Когда мне было 10 лет, я очень любил ходить в кино на Чаплина и по сей день помню его картины, все его номера…

Клоуны вашего поколения приближали клоунаду к современнику, отказывались от архаичного пышного костюма, от густого грима. А что вы можете сказать о сегодняшней тенденции?

– В то время, когда я начинал, каждый клоун старался быть индивидуальным. Найти свой костюм, свою походку, свои репризы. Чтобы у тебя все было иное, чем у остальных. И мы старались нарушить устоявшиеся клоунские образы. Минимум грима. Современный облик. Однако мне всегда нравилось, как художники изображают цирк старого образца. Где белый клоун и рыжий клоун, где пышные костюмы, густые белила. 

Сегодня, как я вижу, возвращаются классические клоунские типажи. Однако почему-то нет клоунов-звезд такого уровня, как Карандаш, Енгибаров, Вяткин… Сейчас пустырь какой-то.

Вы прославились как коверный клоун, то есть выступающий с репризами в паузах между номерами. Почему вам так полюбилось это амплуа?

– А я очень любил и люблю репризы. Можно такое придумать! В веселой репризе может быть самое серьезное содержание. Я участвовал, например, в такой сценке. На арену выбегал клоун с бомбой в руках, пугал ею всех; а я выносил весы и говорил: мол, давай, клади свою бомбу на чашу. А потом влетал голубь, садился на другую чашу – и перевешивал бомбу. И все понятно.

Я так удивлен, что сегодня ко мне подходят пожилые люди и говорят: «Мы так рады вас видеть: глядя на вас, вспоминаем детство». И спрашивают, буду ли я исполнять «Луч». Значит, они видели эту репризу 40 или 50 лет назад, и так она запала им в память. Ни про какую другую репризу не спрашивают, а «Луч» помнят.

Я видел ее в старых телезаписях и видел недавно вживую в вашей программе. До эмиграции вы в финале сценки уносили луч с собой, а сейчас «выплескиваете» солнечный свет на зрителей…

– Ну конечно, я же не эгоист. Я должен как Прометей отдать свет людям. Я считаю, что это лучше, чем уносить луч. 

Был ли в вашей жизни случай, когда вы ощутили, что цирк может оказывать самое ощутимое воздействие на зрителя?

– Однажды я получил письмо примерно такого содержания: «Спасибо, что вы мне спасли жизнь. Я шла бросаться под трамвай. Когда проходила мимо цирка, мне предложили купить билет. Я купила, посмотрела вашу программу и решила, что не надо исполнять то, что я задумала». Что может быть лучшим подарком для артиста, как не узнать, что своей профессией он спас кому-то жизнь?

Олег Константинович, спасибо за интервью. Здоровья вам и успехов.

– И вам успехов в работе. И помните, что главное – это семья. Если у человека в этом плане хорошо, то все у него в жизни складывается. А сейчас стало такое отношение к семье, что это вроде как проходной двор. Жаль…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
668
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
386
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2483
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1948

Другие новости