Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов спросил о судьбе интернета у наиболее компетентного госоргана – Совбеза РФ. Кадр из видео с сайта www.spravedlivo.ru
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов сообщил, что попросил Совет безопасности РФ оценить действия Роскомнадзора по замедлению Telegram. В КПРФ готовят по тому же вопросу запрос к Минцифры. Левые фракции указывают, что Telegram – это канал связи и на линии фронта, и в пограничных регионах. Прежние борцы с блокировками интернет-ресурсов – «Новые люди» вдруг решили отмолчаться. Лозунг «За свободный интернет!» мог бы разогреть протестные слои электората, но системным партиям, похоже, не рекомендованы призывы, несистемные, с точки зрения власти.
В обращении Миронова к Совбезу РФ сказано в первую очередь о том, что система оперативной связи в зоне СВО обеспечивается в том числе через Telegram. Приведены, впрочем, и другие аргументы: «Органы власти используют ресурс для диалога с населением. Неслучайно губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил, что замедление может сказаться на оперативном оповещении жителей региона. Кроме того, в российском сегменте Telegram сформировался мощный патриотический информационный ресурс из военкоров, волонтеров и всех, кто поддерживает СВО. Они влияют не только на внутреннюю, но и на внешнюю аудиторию».
Стоит заметить, что лидер СР попросил разобраться в судьбе Telegram как раз тот государственный орган, который и принимает ключевые решения по поводу деятельности и самого существования интернета в России. И свою просьбу Миронов сформулировал крайне разумно с политической точки зрения: «Считаю, что решения Роскомнадзора не должны снижать положительное влияние Telegram-каналов на продвижение национальных интересов и повышать риски социальной напряженности. Поэтому прошу Совет безопасности РФ дать указание изучить целесообразность действий Роскомнадзора».
Одновременно, как стало известно «НГ», депутаты Госдумы от КПРФ сейчас готовят свой запрос к Минцифры с предложением разъяснить, а что делать тем же жителям приграничных с зоной СВО регионов и других субъектов РФ, в которых системы оповещения о ракетных ударах и налетах беспилотников действуют именно через Telegram. Как подтвердил «НГ» руководитель аналитической службы КПРФ Сергей Обухов, запрос будет направлен в скором времени, но все дело в том, что «ответа ждать долго – около месяца». Между тем партийный законопроект о моратории на блокировку интернет-ресурсов (см. «НГ» от 01.02.26), по его словам, «явно блокирует комитет по информационной политике». Обухов заявил, что коммунисты будут продолжать кампанию по защите свободного интернета. И заметил при этом, что от того же Telegram зависит, к примеру, общение с представителями «русского мира», которые проживают за границей. Новый российский мессенджер MАХ, пояснил он, для этих целей пока не годится. Так что аргументы для отставания цифровых свобод левые фракции находят самые разные.
|
|
Коммунисты и эсэры не убедили большинство Госдумы поддержать запрос о Telegram. Фото из Telegram-канала Сергея Обухова |
Получается, что благодаря действиям власти уже сформировался неплохой для предстоящей избирательной кампании лозунг «За свободный интернет!», который мог бы привлечь внимание как относительно лояльного избирателя, так и городской протестный электорат. Причем и либерально настроенных россиян, и, конечно, молодых. Однако если еще в прошлом году в защиту мессенджеров и доступности интернета выступали четыре партии (см. «НГ» от 12.08.25), то теперь их осталось три – КПРФ, СР и «Яблоко». За подписью лидера «Яблока» Николая Рыбакова появилось заявление как раз с таким названием. Яблочники потребовали от власти «прекратить ограничивать законные права граждан на использование удобных для них средств связи». И мессенджер MАХ эта партия в отличие от думских политструктур охарактеризовала самыми нелестными словами.
Однако «Яблоку», по сути, терять уже нечего, хотя оно и имеет право участвовать в выборах Госдумы без сбора подписей, но вопрос в том, сможет ли. И из-за того, что ряд наиболее известных лиц партии, включая Рыбакова, уже сейчас не имеет право баллотироваться – и таких, возможно, станет еще больше. И по той причине, что у пацифистского «Яблока» в принципе и так немного шансов дойти до конца избирательной кампании. Так что, наверное, вопрос с более неизвестным пока ответом заключается в том, готовы ли будут рискнуть с лозунгом «За свободный интернет!» именно системные партии. Потому что власть, судя по всему, считает подобную борьбу проявлением несистемности, а стало быть, может высказать участникам такой борьбы свое неудовольствие. И понятно, в чем оно будет выражаться в контексте выборов. Отсюда, видимо, и исходит нынешнее молчание, например, «Новых людей».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин подтвердил «НГ»: «Модернистская партия «Новые люди» фактически аффилирована с администрацией президента, которая сейчас продвигает новый российский мессенджер. Поэтому эта партия и не смогла самовыразиться в политическом поле по такой горячей информационной теме. Это и называется «реальная политика». По его оценке, «видимо, поступил негласный сигнал не трогать тему свободного интернета». В то же время Мухин уверен, что ближе к выборам сама власть поспешит отменить хотя бы часть запретов, например относительно Telegram: «Потому что известно, что часть башен Кремля против ограничений данного ресурса».
«Проблема здесь одна: если запрещать что-то, то надо это на что-то другое менять, и на что-то равнозначное, равноценное, а наш новый государственный мессенджер пока не тянет. Поэтому тема ограничений интернета – она суперэлекторальная. Все без исключения партии могут отмобилизовать к выборам толпу злющих блогеров, которые разнесут тему запретов. И КПРФ, и СР могут застолбить за собой данную тему», – пояснил Мухин. Однако, по его мнению, эксплуатировать тему точно осмелятся лишь две партии – КПРФ и «Яблоко». «Ведь «Яблоку», по сути, нечего терять, а коммунистам, наоборот, грозит потеря статуса второй партии. Эсэры же остаются под вопросом, известны случаи, когда они начинали раньше других какую-то информационную кампанию по громкой теме, а потом затихали», – заметил эксперт. «А вот «Новым людям» грозит потеря самоидентификацию в глазах электората, им нужен список горячих тем, а их особо и нет. Их собственные избиратели могут разочароваться в партии, которая уже не такая и новая, да еще и не вступается за интернет», – предупредил Мухин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил «НГ», что эсэры и коммунисты защищают интернет и мессенджеры с патриотических позиций. «Обе партии нашли удобный для себя подход, «Новые люди» не могут себе такого позволить. Тем более, что им важнее отношения с властями, чем с собственными избирателями. Покровители партии во власти как раз и могут поддерживать ограничения, а значит, если «Новые люди» будут яро выступать против, то их могут не одобрить. Наверное, «новые» исходят из того, что раз решения уже приняты, то они по-любому будут реализованы. Но до выборов избиратели уже смирятся и забудут», – пояснил эксперт.Калачев предположил, что тему точно не оставят яблочники, если, конечно, дойдут до избирательной кампании и если у них будут ресурсы, чтобы ее вести. «Есть риск, что в бюллетене не будет «Яблока». Причины и основания для того найдутся. Но даже если партия и будет на выборах, то у нее нет ни денег, ни информационных ресурсов, а главное – особого желания вести громкую агитацию», – подчеркнул он.
Что же касается коммунистов и эсэров, то обе эти партии в теории могут договориться с администрацией президента по поводу выборов. И тогда тема защиты интернета может быть ими забыта. Причем это особенно касается СР, поскольку КПРФ вряд ли договорится на нужных для себя условиях. «Однако если эти партии будут чувствовать, что висят на волоске, то мобилизуют горячую тему. Скорее всего в завершающие недели кампании, ведь запоминается первое и последнее. И первый шаг они уже сделали, так что если почувствуют, что нужен электоральный рывок, то защита свободного интернета – это как раз тот лозунг, который может стать вирусным и электорально выгодным среди всех групп избирателей, причем, без особых затрат для партий», – предположил Калачев.
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков заявил «НГ», что «КПРФ и СР снова пытались разыграть карту «защитников интернета», но это чистой воды хайп». Он напомнил, что «справедливороссы сами регулярно требуют запретить то аниме, то сайты знакомств, то еще какую-нибудь цифровую ерунду, которая им не нравится». «КПРФ же в принципе живет в идеальном мире советского прошлого, а там-то цензура была тотальной, самиздат приравнивался к уголовщине. И про свободный интернет никто даже не мечтал. Эти люди могут сколько угодно клеймить Роскомнадзор с думской трибуны, но их базовая идеология – это запреты и ограничения, просто сейчас им выгодно сделать вид, будто они «за свободу», – подчеркнул Гращенков.
По его словам, на таком фоне «Новые люди» – это единственная партия, которая занимает последовательную позицию без двойных стандартов. Гращенков напомнил, что кампанию против блокировки Telegram она начала еще 21 января, да и вообще давно в принципе выступает против блокировок, считая ошибкой, к примеру, такое решение по Twitter. «Так что Telegram и другие соцсети будут темой для «Новых людей». Электорат левых партий – пенсионеры, и им все равно – Max или, Telegram. А вот молодежи нужны альтернативные мессенджеры, а она - электорат «Новых людей», – настаивает Гращенков.
В свою очередь первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что «ни у одной партии, в том числе и «Яблока», не будет монополии на отстаивание цифровых прав и свобод граждан». Так что скорее всего четыре партии – кроме ЕР и ЛДПР и продолжат тему защиты интернета: «Вопрос только в том, в каком виде и по каким поводам, а также – в каких выражениях. Например, тон может быть как нейтральным, так и более острым или менее острым». Макаркин предположил, что те же «Новые люди» будут выражаться осторожнее, тогда как коммунисты – жестче. Поведение же эсэров и яблочников на сегодняшний момент до конца невозможно просчитать.

