Митрополит Евгений (Кульберг) на церемонии открытия памятной доски назвал Карташева хорошим человеком.
Фото с сайта Екатеринбургской духовной семинарии
Екатеринбургские СМИ пишут о скандале, который разразился в связи с увековечиванием памяти церковного историка и последнего синодального обер-прокурора Антона Карташева. Памятную доску разместили на одном из корпусов екатеринбургского вуза. Спустя некоторое время местные общественники напомнили, что Карташев в эмиграции призывал Запад к стратегическому поражению СССР.
Церемония установки памятного знака на здании Уральского государственного экономического университета состоялась еще 5 февраля, в ней приняло участие духовенство, в том числе председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ митрополит Екатеринбургский Евгений (Кульберг). До революции в этом здании располагалось Екатеринбургское духовное училище, которое в свое время окончил Антон Карташев.
«Он был хорошим человеком, стал замечательным преподавателем, историком, писателем. Его жизнь пришлась на очень непростые переломные годы нашей страны. Времена менялись, а человек оставался», – сказал про историка и государственного деятеля митрополит Евгений.
Жизненный путь Карташева действительно был непрост и извилист. Он прославился как автор одного из лучших учебных пособий по истории Русской церкви. До Февральской революции занимался преподаванием и публицистикой, а после свержения монархии стал обер-прокурором Святейшего правительствующего синода. Однако на этом посту он пребывал лишь с 25 июля по 5 августа 1917 года, а вскоре Поместный собор восстановил патриаршество. Таким образом, Карташев остался в истории как последний обер-прокурор. После этого он был назначен министром исповеданий Временного правительства – и тоже ненадолго. Во время Октябрьского переворота он был арестован большевиками.
Будучи затем в эмиграции в Европе, Карташев отметился противоречивыми деяниями. В Париже он выступил одним из основателей знаменитого Свято-Сергиевского православного богословского института, преподавал в учебном заведении. Активно участвовал в работе Русского экзархата Константинопольского патриархата. Эта европейская православная юрисдикция в 2019 году воссоединилась с Московским патриархатом.
Однако уральские общественники и историки приводят другие, неприглядные факты биографии Карташева. Согласно этим данным, в личных письмах писателю Ивану Шмелеву, автору книги «Лето Господне», бывший обер-прокурор с одобрением отзывался о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз, надеясь на победу немцев. Уже после войны он выражал надежду на атомную бомбардировку, в ходе которой, как он предполагал, СССР потерпит поражение от Америки. После этого, мечтал Карташев, состоится суд над советским руководством и патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским).
Всю жизнь историк находился в сложных отношениях с церковным начальством как в России, так и в эмиграции. Он также критиковал мягкотелость западных демократий, осуждая их за «керенщину».

