3
11630
Газета Культура Печатная версия

28.10.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Константин Райкин обличает, а Минкульт удивляется

Художники открыто говорят о цензуре, государство отказывается признать ее существование

Елизавета Авдошина

Об авторе: Елизавета Владимировна Авдошина – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: театр, сатирикон, райкин, финансы, цензура, минкульт, мединский


театр, сатирикон, райкин, финансы, цензура, минкульт, мединский Фото с официальной страницы Союза театральных деятелей в социальной сети

За последнюю неделю в театральной сфере сложилась любопытная, местами почти абсурдная и крайне животрепещущая ситуация. Худрук московского театра «Сатирикон», актер и член комитета по культуре Общественной палаты Константин Райкин начал серию открытых критических высказываний по отношению к власти, и Министерству культуры в частности.

Кажется, давно никто из российских театральных деятелей первого ряда не позволял себе столь жестких высказываний. Началось все с личных претензий. 19 октября Райкин, будучи озабоченным проблемой государственного финансирования театра в разгар кризиса, заявил, что «Сатирикон» на грани закрытия. Так как денег из-за оплаты дорогостоящей аренды во время реконструкции основного здания на новые постановки не хватает (как уточняют в театре: одну выпустить смогут, недостаточно на вторую), театр находится в творческом простое. По сути, худрук указал Минкульту на невнимание и бездействие. От имени театра запросил материальную поддержку. В ответ ведомство было «удивлено» и спешно огласило цифры. Если верить их объективности, размер субсидий у «Сатирикона» и так увеличился за последний год вдвое. Как оказалось позднее, просьбу о дополнительном финансировании Райкин накануне озвучил министру культуры лично. Мединский принял ее на рассмотрение. Причем разговор (как передает Интерфакс) шел о средствах на конкретную постановку. Громкое заявление о возможном разорении театра Райкин сделал на следующий день на общественной конференции. На что министерство опять ответило лишь возможным «рассмотрением просьбы».

На состоявшемся в минувший понедельник съезде Союза театральных деятелей РФ Константин Райкин выступил с бескомпромиссной речью. В своем 10-минутном обличительном монологе против довлеющей роли государства в искусстве он не боялся переходить на личности и неприглядные исторические параллели. «Я вижу, как явно чешутся руки у кого-то вернуть нас в сталинские времена. Потому что представители власти с нами даже разговаривают сталинскими установками», – сказал Райкин, имея в виду замминистра культуры Владимира Аристархова. Вспоминая недавние «наглые наезды» на искусство (срывы выставок, снятие спектаклей), прикрывающиеся псевдонравственностью, моралью и патриотизмом и совершенные, как считает Райкин, за деньги, артист просил всех увидеть, разглядеть угрозу новой цензуры. Цензуры, запрещенную де-юре, но де-факто уже действующую. Горячий, отчаянный призыв Райкина к театральному цеху объединиться и противостоять обстоятельствам горячей поддержки присутствующих не вызвал (на видеозаписи выступления, разлетевшегося по Сети, видно, что аплодисменты делегатов съезда после разгромного спича были жидковаты, а электорат выглядит подавленным). А вот общественность по ту сторону камеры всколыхнуло мощно. В поддержку позиции Райкина высказались его коллеги Кирилл Серебренников, Андрей Звягинцев, Андрей Могучий.

Речь нашла ответную реакцию и в высших инстанциях. Минкульт вновь удивился. Здесь считают, что слова о наличии «цензуры» беспочвенны, а у театральных деятелей нет никаких оснований для подобных заявлений; для пущего эффекта Райкину припомнили низкую эффективность «Сатирикона». Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента, объяснил «запутавшимся», что в России нет цензуры, ее ошибочно путают с госзаказом: если государство вкладывает свои деньги, оно вправе требовать конкретных результатов, «обозначить ту или иную тему». Налогоплательщики, которые субсидируют искусство (государство в этом случае лишь осуществляет и регулирует выплату), большей частью понимают ту простую, казалось бы, истину, что художник должен быть свободным. Только он, как человек одаренный, избранный, может почувствовать и выбрать тему для своего творчества, а не чиновник из кабинета, пусть и кремлевского.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(3)


яргенс прагматик 11:32 29.10.2016

Странный какой-то Д.Песков : российские меценаты,спонсировавшие на протяжении нашей истории русское искусство в виде субсидий и покровительства художникам,НИКОГДА не определяли,ЧТО художник ДОЛЖЕН создавать.А мем "кто девушке платит,тот её и танцует" - это не про ИСКУССТВО,это про порнографию и бескультурье,это про Хирурга-мотоциклиста и академика Кадырова.

Виталий Макаров яргенс прагматик 08:17 30.10.2016

С другой стороны, "Сатирикон" не является государственным проектом и потому не обязан ему ни чем, а просьба субсидировать в таких условиях выглядит, как просьба помочь безвозмездно. Если посмотреть на отношения Меценатов, то они чаще субсидировали не столько искусство, а свое отношение к личности, его производившее. Получается, что отсутствие контроля за деятельностью якобы "свободного художника" - это проявление личной симпатии.

Ростислав Кудряшов 10:18 30.10.2016

Формула "кто платит" гораздо более универсальна, чем думают те, кто сведущ только в порнобизнесе. Любые ассигнования, особенно из казны, требуют обоснования их полезности. Печально, что зритель не готов поддержать Художника своим карманом. Но ещё менее Художник вправе требовать, чтобы чиновник одарял его деньгами всех граждан, в том числе и тех, которые и знать ничего не хотят про этого Художника.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На дуроге дымовозы

На дуроге дымовозы

Елена Семенова

Юрий Орлицкий о Генрихе Сапгире, его стихах-кентаврах и «полусловах», которые нужно додумывать

0
623
У нас

У нас

НГ-EL

0
162
65–75–85: галопом по поэту

65–75–85: галопом по поэту

Юрий Кувалдин

К юбилею Александра Тимофеевского

0
650
Смело, товарищ, в бой

Смело, товарищ, в бой

Надежда Травина

В Москве впервые представили кантату Эйслера «Высшая мера» по пьесе Брехта

0
719

Другие новости

Загрузка...
24smi.org