0
3323
Газета Культура Интернет-версия

31.10.2016 00:01:00

Голодный художник против сытого филистера

Тэги: театр, фестиваль, сезон станиславского, эймунтас някрошюс, рецензия


театр, фестиваль, сезон станиславского, эймунтас някрошюс, рецензия Кафкианского мастера голода в спектакле Някрошюса играет женщина. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Спектакль литовского театра Meno Fortas по небольшой предсмертной новелле Франца Кафки «Голодарь» («Мастер голода») в России показывали уже не раз, оба – на петербургском фестивале «Балтийский дом», который инициировал постановку; в прошлом году режиссер представлял там эскиз. В Москве спектакли Някрошюса открывают международную часть программы фестиваля «Сезон Станиславского», который продлится до середины ноября и представит также работы голландского и шведского театров. Афиша работ российских режиссеров, вошедших в программу в нынешнем году, отличается полярностью. Тут и Дмитрий Крымов, и Сергей Безруков, Сергей Женовач и Марина Брусникина (РАМТ впервые представлен в фестивале), Миндаугас Карбаускис и Кама Гинкас, Иван Поповски и Евгений Марчелли с ярославской «Чайкой».

Неслучайно название спектакля Някрошюса не дублирует литературный первоисточник, а звучит как «Мастер голода», дословно – «Артист голода» («A Hunger Artist»). Кафкианская аллегорическая история – о человеке, подчинившем свою жизнь достижению совершенства в искусстве голодания. Его возили по городам и выставляли перед публикой на площадях. Он мог не есть до 40 дней и очень расстраивался, когда видел, что зрители или приставные сторожа подозревают его в нечестном исполнении «номера». Но однажды, хотя нет – «за последние десятилетия интерес к искусству голодания заметно упал», –  голодарь понимает, что может не останавливаться и голодать много дольше, чем ему позволяют, достичь, казалось бы, невозможного, только вот публика стала равнодушной. Някрошюс же добавляет свою боль в притчу о творце, оказавшемся ненужным толпе, о «бессмысленности» сегодня неподкупной чистой свободы в жизни и в искусстве в частности. Его «Мастер голода» – это трагедия настоящего искусства (театра), живущего великой аскезой и мечтой об идеале, мучимого границами и пределами. Ему на смену приходит приземленное самодовольство, пышущее жизненной силой. Со свободой «в клыках» и радостью бытия от невежественного незнания высших устремлений (ее символом у Кафки становится пантера, которую запускают в цирковую клетку после незаметной кончины голодаря).

Свой театральный подтекст Някрошюс вплетает в спектакль исподволь, намечая, однако, лейтмотив густым штрихом на фоне графичной иллюстрации к новелле, коей является разыгранный на четверых «Мастер голода». Самого мастера играет, резко и отчаянно абстрагируясь от женской ипостаси актерского естества, гуттаперчевая, словно и впрямь изможденная чувством голода, Виктория Куодите. Ее «свита» – предстающие то музыкантами-клезмерами с губными гармошками, то циркачами на самодельной трапеции, то глазеющей на паноптикум детворой с мороженым и в пятнах зеленки, то услужливыми могильщиками, – Геннадий Вирковский, Вигандас Вадейша и Вайдас Вилюс. Актеры буффонно подобраны по росту и «размеру». Самый представительный и «крупногабаритный» Вайдас Вилюс выступает за опытного импресарио, крепко держащего за руку своего питомца голодаря. И это только одна из тех зримых несвобод и зависимостей, которые преследуют творца в его жизни.

В темной цветовой гамме светящегося золотого (на заднике интерьер комнаты с замкнутой перспективой в духе Ван Гога, только в разы более мрачного) и бархатно-черного (сценограф Марюс Някрошюс) актеры сплетают целую нить някрошюсовских предметных метафор. И наверное, самая мощная метафора-эпитафия материализуется на сцене, когда мастер голода – Виктория Куодите – любовно разбирает свои награды за голодательные подвиги – кубки, дипломы, трофеи. Все они принадлежат Meno Fortas и самому режиссеру, отчего их моментальное перевоплощение в надгробные памятники, среди которых актриса укладывается, как на кладбище, – горький личный взгляд в будущее. Хотя Куодите тут же закуривает и нервно стряхивает пепел в один из кубков. Едкая ирония не покидает Някрошуса и здесь, да и вообще «Мастер голода» пестрит иронической интонацией, и тем больнее становится в конце.

Спектакль начинается и заканчивается самой характерной для жестокой иерархии театра репликой «Кушать подано». Этой репликой наверняка пугают актеров-двоечников в театральном училище. Она сопровождает в том или ином обличье тех, кто только всходит на театральное поприще и остается проклятием для несчастливых актерских судеб. Для актера это даже не эпизод, а секундный выход на подмостки. Маститый литовец эту театральную азбуку делает страшным поводом поговорить о свободе в искусстве, продолжая кафкианскую метафору голода как ненасытной нужды в пище духовной. И если в начале Куодите сама с собой репетирует эти слова на пустой сцене, разыгрывает их буквально на разные лады (подходя к рампе, ложась как жертва на поднос, сжигая свою шпаргалку от бессилия), то в финале Вирковский, выйдя из «толпы», которая обступила сменившую творца-голодаря всеядную пантеру, уже пугающе выкрикивает их в зал, выкладывая, как трупы, опустошенные пальто на авансцене в рядок. Ведь именно такого образца хотела и жаждала толпа.

В Москве спектакль показали в самый разгар бурного скандала вокруг публичной речи Константина Райкина (см. «НГ» от 28.10.16) о сакральной свободе художника, о его забытой сегодня независимости, которую всячески пытаются отнять. В этом контексте Някрошюс прозвучал особенно своевременно: тот, кто остается после истощенной смерти творца, заточенного в клетку, и есть символ скорого будущего, его радость бытия «будет обдавать зрителей таким жаром из отверстой пасти», что они с трудом выдержат.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1290
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
650
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3490
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2726

Другие новости