1
6496
Газета Культура Печатная версия

16.01.2020 18:05:00

Спектакль "Посадить дерево" – вроде бы о традиции, которой не стало, а вроде бы и совсем о другом

Не глобальное размышление, но эксперимент

Тэги: театр, практика, премьера, посадить дерево, алексей житковский


театр, практика, премьера, посадить дерево, алексей житковский Благое дело неожиданно оборачивается вооруженным конфликтом. Фото Александра Курова

Театр «Практика» отметил старый новый год премьерой спектакля «Посадить дерево» по пьесе Алексея Житковского. Это новый совместный проект театра и продюсера Леонида Робермана.

…Что такое: культпросвет, анекдот, водевиль? По крайней мере треть зрительного зала реагировала на действо как на водевиль – куплеты, правда, не исполнялись, но земля на сцене нет-нет да и заговаривала смешным таким голоском, какой бывает после шарика, надутого гелием. Комментировала, так сказать, происходящее в стиле циркового коверного.

Но уже это в самом спектакле, а перед его началом тоже был номер – справа возле сцены за, условно говоря, пюпитр встала дама, сообщила, что она режиссер этого спектакля Марина Брусникина, и принялась читать с листа академические сведения о правильной посадке саженцев, их болезнях и т.д. Прямо какая-то научка для ответственного садовода: «излишнее заглубление», «корневая шейка», «кольцевое повреждение» и т.д. и т.п. Зачитывалось это, как мне показалось, минут 10 в абсолютной тишине (то был пресс-показ – прямо зауважала присутствующих коллег, самой очень хотелось гаркнуть: «Что за ненужные подробности мы тут выслушиваем?»). И очень занимала мысль, затеяна ли лекция только для пресс-показа или ее будут поставлять в комплекте со спектаклем обычной публике. (Сама и отвечу: в театре «Практика» публика необычная, да и называет он себя экспериментальным центром новой драмы, так что, вероятно, и далее лекция будет иметь место и терпеливо выслушиваться.)

Спектакль на четыре человека (два главных героя, два второстепенных) идет полтора часа без перерыва, тема – отцы и дети (что получилось даже несколько фигурально, поскольку отца играет Михаил Ефремов, а сына – Николай Ефремов). Отец родом не только из Союза, но и из реальности, сын же – из новейшей истории и виртуальных погружений. Старший привез младшего на природу, дабы выполнить первое из мужского триединства – посадить дерево. Прихватив с собой лопату и купленный на рынке саженец яблони.

Младший недоумевает, зачем все это надо, и не понимает, как может быть связана посадка дерева с ощущением выполненности мужского долга. Он вообще много чего в реальной жизни не понимает и задает отцу кучу странных вопросов, это обнаруживающих. Так они, препираясь и даже подравшись (драка решена как синхронные танцевальные движения), обнаруживают, что саженец выглядит с обоих концов подозрительно одинаково, и какой из них совать в выкопанную яму – непонятно. Да он же пластиковый, соображает сын, надули тебя на рынке, батя. А батя как громом поражен – вот это облом так облом…

6-7-1350.jpg
Отец (Михаил Ефремов) привез сына
(Николай Ефремов) на природу, дабы
выполнить первое из мужского триединства –
посадить дерево. Фото Александра Курова
Оставшиеся полчаса на сцене творится то ли чистый анекдот, то ли театр абсурда. С пистолетной стрельбой появляются охранники (Валерий Трошин, Олег Тополянский) и сладострастно принимаются объяснять отцу и сыну, как круто те попали, выкопав яму на элитном поле для гольфа, принадлежащем депутату, и тем самым его категорически испортив. Немного пугалок, немного драки – танца… Старый романтик предлагает решить проблему, закопав и замаскировав яму, а молодой прагматик быстро находит современное решение вопроса, убедив охранников, что ведь и их повяжут, ибо не уследили: «А если оно само выросло – никто не виноват, верно?» Пластиковый саженец «made in China» воткнут в землю. Финал спектакля.

На афише обозначено «не драма» – не уверена. О чем спектакль – о том, что старшее поколение знает/поучает, но когда дело касается чего-то серьезного, теряется и выпадает в осадок, а вот молодые/виртуальные легко находят выход? Всунув в землю пластмассовую палку… Ок, мораль понятна, но при чем здесь деревья и длинная садоводческая лекция вначале? Просто как рамка для идеи? Вот что говорит автор пьесы Алексей Житковский: «Посадить дерево» – о борьбе поколений, о вечном непонимании между отцами и сыновьями, старшими и младшими, слабыми и сильными. Но задумывалась пьеса несколько иначе, не как глобальное размышление, а скорее как эксперимент».

Что-то в спектакле безусловно понравилось – минимализм декораций (художник Николай Симонов ) – зеленое синтетическое покрытие-травка с парой холмиков, танцевальное обозначение драк. А если серьезно, то и на «Посадить дерево», и на «Построить дом», и на «Родить сына», и на чтение телефонной книги, и на озвучивание «Желтых страниц» пойду с восторгом, если представлять их будет артист Михаил Ефремов. Какие органика, точность, выверенность, исполнительское мастерство – как же классно работает этот профессионал!

Кстати, родом, как и его незадачливый герой, из Союза. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Гергиев запустил процесс творческой диффузии

Гергиев запустил процесс творческой диффузии

Маэстро обходится без юридического объединения Большого и Мариинского театров

0
1366
"Теорию простых чисел" доказывают с помощью сложных личных отношений

"Теорию простых чисел" доказывают с помощью сложных личных отношений

Наталия Григорьева

Французский фильм про любовь, в том числе – к математике

0
1308
Жанр стендапа приходит в театр

Жанр стендапа приходит в театр

Елизавета Авдошина

Артисты "Сатирикона" и МХТ им. Чехова пробуют силы на новой творческой территории

0
1138
Московский сатирик

Московский сатирик

Елизавета Авдошина

Александр Ширвиндт не дожил до 90-летия трех месяцев

0
1877

Другие новости