0
1141
Газета Экономика Печатная версия

22.02.2000

"Налоговая преступность не признает границ"

Тэги: налог


Владимир Авдийский.

- ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, какие аспекты борьбы с транснациональной организованной преступностью затрагивались на конференции "Россия - ЕС", состоявшейся в Хельсинки в декабре прошлого года?

- За рубежом экономическая преступность уже давно стала организованной. Следует признать, что таковой она фактически является и в России. В том числе и налоговая преступность. Наиболее криминализованы у нас те виды хозяйственной деятельности, где себестоимость продукции низкая, зато высок уровень налогообложения. Понятно, что в случае ухода от налогообложения нечистые на руку дельцы получают сверхприбыли. К таким областям деятельности можно отнести производство и реализацию этилового спирта и алкогольной продукции, операции с природными ресурсами, импорт автомобилей, объекты массовой торговли, игорного бизнеса, операции в кредитно-финансовой сфере и некоторые другие.

Велики масштабы налоговой преступности и в сфере внешней торговли. К этому мы хотели привлечь особое внимание участников конференции. По оценкам экспертов, сейчас в мировых финансовых центрах за границей находится свыше 60 миллиардов долларов, вывезенных из России. Из этого числа доля "грязных" денег составляет 30-40%.

Сегодня для нас вполне очевидно: налоговая преступность не только стала организованной, но и не признает границ.

- По поводу перемещения капитала: ведь далеко не всегда он уходит за рубеж по чьему-то преступному умыслу?

- Конечно, уход капитала, перемещение его в другие регионы и страны - это в основном чисто экономический вопрос, зависящий от сиюминутной деловой и финансовой конъюнктуры в данной стране. Россия не исключение, и ничего противозаконного нет в том, что владелец капитала хочет использовать его там, где ему это наиболее выгодно. Но преступление начинается там и тогда, где и когда нарушается законодательство страны, касающееся вывоза капитала, когда его хотят укрыть от налогового контроля.

- А какими путями происходит в основном перекачка средств из России?

- Способы самые разные: от перемещения валюты через границу физическими лицами, контрабанды сырья, энергоносителей, драгметаллов до сложных схем незаконных экспортно-импортных товарных и финансовых операций.

Скажем, в банковско-кредитной сфере налоговые преступления совершаются чаще всего путем создания фиктивных фирм и предприятий с открытием счетов для незаконного обналичивания средств. Российскими преступными сообществами используются территории десятков государств, в том числе США, Германии, Швейцарии, Израиля, Турции, Голландии и других для осуществления противоправной деятельности. Цель одна - любыми путями вывезти неправедно заработанный капитал за рубеж, чтобы сделать его недоступным для контроля со стороны российских налоговых и правоохранительных органов.

В последнее время для осуществления бесконтрольной перекачки и "отмывания" преступно нажитого капитала активно используются офшорные зоны.

- Но офшоры - вполне легальная форма финансово-экономической деятельности, они широко используются во всем мире. И с точки зрения российского законодательства офшорная компания принципиально ничем не отличается от других компаний и предприятий.

- Это верно. Но только в том случае, если речь идет о цивилизованном офшоре. Во всем мире такие компании создаются с одной целью - ради привлечения капитала в страну. У нас же - зачастую с прямо противоположной.

Смысл использования офшорного бизнеса для российских предпринимателей заключается в том, что за рубежом появляется новый, как бы самостоятельный субъект хозяйственных отношений, который полностью находится под их контролем. Внешне офшорная компания выглядит как независимый зарубежный партнер российской фирмы. Владение офшорной фирмой имеет конфиденциальный характер, гарантированный международными правовыми нормами и законодательством юрисдикции, в которой эта фирма зарегистрирована. Здесь-то и появляются возможности для разнообразных злоупотреблений.

- И как это выглядит?

- Как показывает практика, наиболее распространенными способами уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных компаний являются экспортно-импортные операции с заведомо заниженными или завышенными ценами на товары, импортные сделки с заранее запланированным последующим отказом "зарубежного партнера" поставлять товары и услуги в Россию. Или - выдача кредитов, которые затем не возвращаются "зарубежным партнером", получение займов с последующим уменьшением своей налогооблагаемой базы и так далее. И всем этим операциям придается законный вид путем оформления подложных документов.

- А конкретные примеры привести можете?

- В прошлом году, например, органы налоговой полиции разоблачили организованную группу лиц, занимавшихся регистрацией фирм по утерянным паспортам. Затем по цепочке была выявлена схема уклонения от уплаты налогов рядом предприятий топливного комплекса России, пользовавшихся услугами таких фиктивных фирм. Поступавшие на их счета средства впоследствии конвертировались и переводились на валютный счет московского представительства офшорной компании "Финкас энтерпрайсес корпорейшн", зарегистрированной на Багамских островах. Только от одного фиктивного предприятия на счет этой офшорной компании поступило 32,8 миллиона долларов, которые затем были переведены на счета физических и юридических лиц в других странах.

- Получается, российский опыт создания офшоров сплошь негативный?

- Скажем так: в значительной мере. Несколько российских территорий с целью привлечения финансовых ресурсов, обеспечения населения работой и содействия экономическому развитию ввели систему пониженного налогообложения. При этом законодательство о банковской и коммерческой тайне для них не модифицировалось. Но и в этих условиях туда были привлечены компании, стремящиеся снизить налоговое бремя. Эти территории получили дополнительный финансовый выигрыш. Но окружающие их субъекты Российской Федерации стали нести финансовые потери из-за утечки капиталов.

Трудно точно оценить, сколько теряет Россия из-за бегства капитала в зарубежные офшорные зоны. Мириться с этим мы не можем. В условиях, когда страна испытывает трудности с обслуживанием внешнего долга, когда из-за низких зарплат и пенсий социальный климат в стране - не из лучших, нам не по карману развивать офшорные зоны. Более того, мы не можем допустить, чтобы офшоры использовались для сокрытия доходов, финансирования террористов, оргпреступных сообществ.

Справедливости ради надо сказать, что определенные меры принимаются. С начала прошлого года Центробанк обязал уполномоченные банки представлять информацию о валютных операциях, проводимых клиентом, если в контракте предусмотрен экспорт резидентом товаров, работ, услуг и т.п. либо платежи по их импорту в пользу нерезидентов, зарегистрированных в офшорных зонах. В июле прошлого года Центробанк утвердил также положение о порядке выдачи разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала, которым регламентирован порядок взноса капитала российским юридическим лицом в уставный капитал офшорной компании.

Вот почему мы так заинтересованы и особо подчеркивали это на конференции в Хельсинки, в сотрудничестве с нашими зарубежными коллегами.

- И как такое сотрудничество выглядит на практике?

- Нами заключено 20 договоров с правоохранительными органами зарубежных стран, в соответствии с которыми ФСНП России осуществляет международное сотрудничество. Сейчас ведем подготовку к заключению договоров с правоохранительными органами Италии, Греции, Польши, Венгрии, Словакии, Румынии. В октябре прошлого года создан Координационный совет руководителей органов налоговых расследований государств - участников СНГ. Директор ФСНП России Вячеслав Солтаганов избран его председателем.

Да и само участие Федеральной службы налоговой полиции в прошедшей в Хельсинки конференции стало важным этапом развития нашего международного сотрудничества. В ходе этой конференции мы вели консультации о совместной работе с представителями Европола - новой европейской организацией, подобной Интерполу, достигли с ней предварительной договоренности о подписании меморандума о взаимопонимании. Также были полезные консультации с координационной службой Комиссии европейских сообществ по противодействию мошенничествам и подделкам (ОЛАФ), которая выразила готовность в ближайшее время подписать с Федеральной службой налоговой полиции России меморандум о широкомасштабном сотрудничестве. Проведены переговоры с директором таможенной службы Финляндии. Мы договорились с финнами о проведении ряда совместных действий, содержания которых пока раскрывать не могу.

- Но это, скажем так, мероприятия протокольные. А удается ли объединить усилия при расследовании конкретных преступлений?

- Да, такое взаимодействие становится все более результативным. Хорошие рабочие контакты у нас складываются с ФБР и Службой внутренних доходов Министерства финансов США, Королевской конной полицией и Службой внутренних доходов Канады, криминальной полицией Германии, правоохранительными органами Финляндии, Дании, Швеции, Голландии, Израиля, Словакии, Польши и других стран.

Лишен пока возможности раскрывать детали, но могу сказать, что только в результате сотрудничества с правоохранительными органами США сейчас ведется расследование в отношении российской фирмы, разместившей на американской территории более миллиона незаконно укрытых долларов. В активной разработке находится другая российская фирма, зарегистрировавшая более 7 тысяч подставных фирм для граждан России. Расследуется деятельность одного российского предпринимателя, укрывающегося в США от уголовного российского закона, готовится его арест американскими властями. Думаю, в скором времени об этих и других делах смогу рассказать более подробно.

Но нам еще предстоит многое сделать в этой области. Надо, например, продумать меры, корректирующие ранее заключенные соглашения по избежанию двойного налогообложения доходов и имущества со странами, имеющими офшорный статус. Мы считаем, что в дальнейшем необходимо включать в них "антиофшорные" положения, которые предусматривали бы возможность достоверно и быстро устанавливать, насколько законна или криминальна та или иная финансовая операция, связанная с переводом денег.

- Мы говорили в основном о российских фирмах. А так ли безгрешны иностранные компании и предприниматели, имеющие с нами дело?

- Это для нас тоже актуальная сфера деятельности. Идет активное взаимодействие с нашими зарубежными партнерами и в отношении их нарушителей налогового законодательства, их мошенников, действующих на российской территории. Они "проворачивают" у нас довольно крупные дела. По данным ООН, в ближайшие два года в России могут быть легализованы до 70 миллиардов долларов, принадлежащих зарубежным преступным группировкам.

В целях сокрытия доходов от налогообложения в своих странах зарубежные оргпреступные группировки не только используют банковские счета за пределами территорий своих собственных стран, но и открывают в чужих государствах целые "теневые" производства. Мы сейчас расследуем ряд дел, связанных с созданием иностранными предпринимателями совместных предприятий на деньги, выведенные из-под налогообложения в своих странах.

Один пример. В прошлом году был выявлен факт незаконной лизинговой деятельности на нашей территории одной французской фирмы, которая начиная с 1996 года ежегодно незаконно переводила из России за рубеж по 30 миллионов долларов. Мы направили в Минюст соответствующие материалы, и фирма была лишена лицензии. На ее счета и имущество планируется в ближайшее время наложить арест.

И таких примеров много. Поэтому в нынешнем году мы ставим перед собой задачу более активно вести оперативно-разыскные мероприятия по выявлению и пресечению налоговых преступлений международного характера. В этих целях ставка сегодня сделана на развитие активных форм сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва не платит Минску оброк за налоговый маневр

Москва не платит Минску оброк за налоговый маневр

Ольга Соловьева

Беларусь выбирает между российской интеграцией и кабалой МВФ

0
3888
Нацпроекты не заменят экономическую стратегию

Нацпроекты не заменят экономическую стратегию

Ольга Соловьева

Власти обещают учесть ошибки в исполнении предыдущих майских указов

0
1944
Россиян ожидает новый рост налогов

Россиян ожидает новый рост налогов

Ольга Соловьева

В планах Минфина просматривается очередная фискальная нагрузка

0
2221
2020 год может оказаться хуже нынешнего

2020 год может оказаться хуже нынешнего

Михаил Сергеев

Для выхода из стагнации потребуются изменения бюджетной и налоговой политики

0
5690

Другие новости

Загрузка...
24smi.org