0
776
Газета Экономика Интернет-версия

02.09.2004 00:00:00

«Аэрофлот» не хочет продаваться по дешевке

Тэги: аэрофлот, приватизация, акционеры, объединение


аэрофлот, приватизация, акционеры, объединение Александра Лебедева держат в стороне от реформы «Аэрофлота».
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Акционеры ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» хотят срочно сменить руководство компании и объединить ее с другими авиаперевозчиками. Национальную резервную корпорацию (НРК), которая владеет блокирующим пакетом акций «Аэрофлота» (30%), тревожит предстоящая приватизация (госпакет составляет 51% акций), которая стала возможна, так как авиакомпания исключена из списка стратегических предприятий, не подлежащих приватизации.

Не устраивает акционеров и нынешний уровень капитализации компании, который составляет 1 млрд. долл. НРК получила свою долю за 145 млн. долл., не зная о судебных претензиях к авиакомпании почти на 50 млн. долл. Теперь держатели акций не возражают против распродажи госпакета, однако считают, что это должно произойти только после того, как «Аэрофлот» наплодит «дочек» в регионах и странах СНГ. Естественно, процесс поглощения региональных авиакомпаний займет какое-то время, а посему «Аэрофлоту» пока крайне невыгоден «выплеск» на рынок государственных акций. Крупный авиаперевозчик желает сохранить контроль над активами и ведет переговоры с регионами, подробности которых пока не разглашаются. Известно лишь, что среди кандидатов на участие в симбиозе есть в том числе и украинская авиакомпания и что основное руководство перейдет в руки управленцев из Кремля. «Мы надеемся, что по итогам внеочередного собрания акционеров в октябре совет директоров возглавит представитель администрации президента», – заявил бывший президент НРК, президент Национального инвестиционного совета Александр Лебедев.

Гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов подтвердил информацию о планах расширения: «Нам интересны Волжский и Самарский регионы, так как авиакомпания уже достаточно сильно представлена в Южном, Северном и Сибирском регионах. Приобретение региональных перевозчиков позволит «Аэрофлоту» обеспечить рост пассажиропотока к 2010 году до 15 миллионов человек, тогда как в 2003 году мы перевезли 6,84 миллиона человек. Кроме того, «Аэрофлот» намерен приобрести ряд авиакомпаний и в странах СНГ».

В сложившейся ситуации стратегически опасен для судьбы авиарынка России и конфликт между акционерами, в частности, Лебедевым и Окуловым. Их разногласия в последнее время приобретают все более публичный и политический оттенок.

Так, в интервью «НГ» Александр Лебедев заявил, что, по его мнению, «в деле слияния авиакомпаний много политики». Он предложил использовать при реформировании крупной госструктуры модель недавнего слияния французской и голландской авиакомпаний. «Акционеры вносят акции, оговариваются переходные процедуры, и на это время за ними сохраняется статус национальных перевозчиков и бренды, после чего все переходят на единую акцию. Здесь интересны юридические меры защиты прав меньшего акционера. Таким образом голландская компания, будучи в 5 раз меньшей, получила равноправие», – рассказал Александр Лебедев. Объединение авиакомпаний разных государств в корне изменит и существующие правила авиаперевозок. «Но частные и государственные акционеры вполне могут сотрудничать», – разрешил Александр Лебедев.

С тем, что объединения авиакомпаний неизбежны, согласился и аналитик компании «Тройка Диалог» Сергей Донской: «Вопрос только, с кем и на каких условиях. Конечно, явное влияние на процесс окажет государство. Что касается НРК, то корпорация – миноритарный акционер и ее возможности влиять на процесс укрупнения ограничены. Возможно, Александр Лебедев знает что-то такое, что позволяет ему забегать вперед, высказываясь о будущем «Аэрофлота». НРК, разумеется, укрупнение «Аэрофлота» интересно, поскольку для них это портфельные инвестиции. Повышение капитализации «Аэрофлота» напрямую связано с доходами НРК. И если они найдут «Аэрофлоту» партнеров, то согласовывать это придется в первую очередь с государством как основным акционером и с самими менеджерами. К тому же неизвестно, насколько «Аэрофлоту» интересно участие НРК в этом процессе. А если говорить об интересах государства, то вряд ли можно расценивать государственную авиакомпанию как имеющую больший стратегический актив, чем нефтяные компании».

В свою очередь, Александр Лебедев заверил, что «постарается убедить всех участников переговоров в полезности идеи объединения «Аэрофлота» по-голландски.

Планы планами, однако последнее слово все равно скорее всего останется за «Аэрофлотом». Кстати, в авиакомпании «НГ» сообщили, что расширение компании будет происходить «исходя из экономической эффективности», постепенно, путем создания «дочек» в регионах, как это произошло с компаниями «Аэрофлот Норд» и «Аэрофлот Дон», «а не по капризу Лебедева». Нелестные высказывания Лебедева о менеджменте авиакомпании Окулов охарактеризовал как «немотивированную и спровоцированную претензию, наскок, наезд». Хотя сам он тоже считает распродажу госпакета несвоевременной. Но слово остается за правительством – судьба государственных акций «Аэрофлота» будет решаться 1 октября.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1143
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
583
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3200
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2528

Другие новости