0
3137
Газета Экономика Печатная версия

24.11.2009

Подмосковье снова пострадало от монетизации

Тэги: льготы, транспорт, пенсионеры

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"


льготы, транспорт, пенсионеры Поездка в столицу станет накладной для подмосковных пенсионеров.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

В Московской области зреет конфликт из-за вопиющего неравенства жителей со столичными соседями. Московская мэрия объявила вчера о том, что минимальная пенсия в столице 1 января 2010 года будет повышена до 10 275 рублей. Одновременно власти Подмосковья объявили об отмене права бесплатного проезда в столичном общественном транспорте для 1,6 млн. пенсионеров, проживающих в Московской области.

В понедельник в московской мэрии сообщили, что Юрий Лужков подписал постановление, согласно которому с 1 января 2010 года в столице будет установлена величина городского социального стандарта в размере 10 275 руб. для проживающих в Москве неработающих и отдельных категорий работающих пенсионеров. В социальный стандарт входят: пенсия, социальные и льготные доплаты. В целом среднегодовой прожиточный минимум московского пенсионера в 2010 году, исходя из которого власти Москвы и будут определять размер городских доплат к пенсиям, составит 5,79 тыс. руб. А пока прожиточный минимум пенсионера в Москве составляет 5,124 тыс. руб., на конец года он может возрасти до 5,128 тыс. руб.

Иначе обстоят дела пенсионеров из Подмосковья, ведь с 1 января 2010 года они лишатся права бесплатного проезда в наземном пассажирском транспорте общего пользования города Москвы и на Московском метрополитене. Областные власти объясняют такую отмену тяжелым финансовым положением региона. В Московской области живет не менее 1,6 млн. пенсионеров, это около 20% населения региона. И льготная поддержка такого количества пенсионеров оказалась теперь слишком обременительной для региона. Прожиточный минимум подмосковного пенсионера почти на 20% ниже, чем у столичных пенсионеров. А с учетом права на бесплатный проезд региональная разница значительно увеличивается.

Зампред Мособлдумы Виктор Егерев уже объяснял сложившуюся ситуацию так: «Долгое время между столицей и Подмосковьем существовал договор, по которому льготные категории граждан столицы и области могли пользоваться проездом бесплатно как в городе, так и на территории области. Сначала финансовые вопросы между регионами решались путем взаимозачетов. Потом город начал выставлять области за перевозку льготников счета. Если сначала это были сотни миллионов рублей, то к 2009 году счета достигли 4 млрд. руб. Это колоссальная сумма – столько отпущено в областном бюджете на 2010 год на все детские пособия».

С таким обоснованием отмены льготы бесплатного проезда согласны и многие опрошенные эксперты. «Причины отмены льгот лежат на поверхности – Московская область занимает второе место по объему долгов среди российских регионов – задолженность превышает 150 млрд. руб. Лидирует в этом списке Москва, однако, учитывая уровень доходов столицы, город в состоянии обслуживать свои долги. Московская область такого себе позволить не может, в итоге регион вынужден искать способы сокращения расходов, одним из таких способов является сокращение льгот пенсионерам», – сообщает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева. «В Московской области гигантский долг, с которым она справиться не может. Он превышает по самому мягкому счету 55% ее бюджета. По сути, Московская область – банкрот», – соглашается директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Система социальной поддержки пенсионеров, которая работала в относительно благополучные докризисные времена, в условиях кризиса начала давать явные сбои. До кризиса пенсионеры обоих субъектов Федерации могли пользоваться льготой бесплатного проезда, Москве и Московской области удавалось договариваться об обеспечении льгот. В условиях же кризиса и острого дефицита областного бюджета ситуация кардинально изменилась.

Однако есть эксперты, которые считают отмену льгот элементом политтехнологического сценария, который предполагает искусственное нагнетание социально-экономической проблемы с ее последующим благополучным разрешением. Так, ведущий консультант АКГ «Интерком-Аудит» Тимур Унароков говорит: «Невзирая на то что правительство Московской области объясняет отмену льгот банальным отсутствием средств в областном бюджете, вопрос этот, на мой взгляд, не столь обременителен для областного, а тем более для московского и федерального бюджета. Когда вопрос льгот поднимался во время монетизации льгот в 2005 году, решение было найдено быстро. Такие непопулярные решения зачастую являются частью более сложного политического сценария, когда их отмена тем или иным представителем власти позволяет ему набирать «политические очки». Очень хорошо такая технология иллюстрируется недавним «прощением» московским мэром тех работающих пенсионеров, которые неправомерно получали доплату к пенсии, предназначенную для неработающих пенсионеров».

Член думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева объясняет потери пенсионеров последствиями монетизации. «Раньше льготник имел право бесплатного внутригородского проезда на всей территории страны. А теперь льготнику выплачивают денежную компенсацию утраченной льготы, и регионы принимают отдельные решения о выдаче проездных карточек», – говорит Дмитриева.

О возможном росте общественного недовольства говорят и в фонде «Общественное мнение» (ФОМ). Как отмечает ведущий специалист ФОМа Людмила Преснякова, в социальном плане последствия отмены льготного проезда для подмосковных пенсионеров скорее всего будут негативными. «Пенсионеры очень не любят, когда их лишают каких-то льгот. Они расценивают такие действия как несправедливость, даже если серьезного экономического урона это для них не несет. Протестные выступления вполне возможны», – продолжает Преснякова.

В Союзе пенсионеров России комментировать возможные негативные последствия отмены льготы пока отказываются. Хотя между делом там сообщили, что на самом деле никаких оснований для опасений по поводу возможных спонтанных или организованных протестов подмосковных пенсионеров они не видят. Также некоторые эксперты напоминают, что основные льготы для своих пенсионеров Московская область все-таки сохранила. «И вряд ли стоит ожидать социальных волнений по поводу отмены бесплатного проезда в московском городском транспорте. Ведь этими льготами пользовались далеко не все пенсионеры, поэтому массовых митингов скорее всего собрать просто не удастся», – считает Воробьева.

Но, обращает внимание Дмитриева, для многих пенсионеров отмена льготного проезда в столичном транспорте равносильна отмене льготного проезда как такового. Жители Химок или Красногорска совершают ежедневные поездки в столицу. Поэтому, считает Дмитриева, надо и Москве, и Московской области снова прийти к соглашению, как они это делали раньше. «Нужна переговорная позиция обоих субъектов Федерации», – говорит Дмитриева. Потому что, если не занять конструктивную позицию, отмена льготного проезда, безусловно, лишь еще больше обострит противоречия между Москвой и Московской областью. Однако Егерев уверяет, что «там, где нужно доехать до Москвы, все оплачивается. Также дополнительно решается вопрос о Ленинском районе, Химках, Реутове, Красногорске, где есть маршруты московских автобусов. Сейчас дано распоряжение заключить договоры с москвичами, чтобы они осуществляли перевозку наших граждан. Это будет оплачиваться. Нельзя также забывать, что льготный проезд внутри Московской области для пенсионеров сохраняется».

Целевая же помощь от федерального правительства бюджету Московской области для восстановления бесплатного проезда вряд ли возможна. В этом мнении сходится большинство опрошенных «НГ» экспертов. «Ожидать финансовой помощи с этой стороны не стоит. Впрочем, не исключено, что федеральное правительство попытается обязать регион восстановить льготы», – говорит Воробьева. Хотя Зубаревич не исключает возможную целевую помощь от федерального правительства бюджету Московской области. «Ей федеральный бюджет и так деньги подкидывает. Она же банкрот. Просто это не афишировалось», – полагает Зубаревич.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Грузовики и автобусы на любой вкус

Грузовики и автобусы на любой вкус

Виталий Барсуков

Группа ГАЗ представила широкий спектр новинок и серийных моделей на международной выставке коммерческих автомобилей в Германии

0
657
На зэках бизнес сможет заработать

На зэках бизнес сможет заработать

Екатерина Трифонова

В Совете Федерации предложили ввести налоговые льготы для компаний с работниками из колоний

0
950
Чиновники скребут  по нефтяным сусекам

Чиновники скребут по нефтяным сусекам

Михаил Сергеев

До падения добычи осталось два-три года

0
2072
Трудовые мигранты потянулись на выход

Трудовые мигранты потянулись на выход

Екатерина Трифонова

В некоторых регионах РФ дефицит рабочих кадров достигает уже 30%

0
19486

Другие новости

Загрузка...
24smi.org