0
2260
Газета Экономика Интернет-версия

18.06.2010 00:00:00

Экологи взялись за нефтедобычу в Арктике

Тэги: арктика, экология, нефть, авария, сша


арктика, экология, нефть, авария, сша Нефтяные вышки на морском шельфе вызывают растущую тревогу экологов.
Фото Reuters

Катастрофа в Мексиканском заливе, где до сих пор не удается ликвидировать разлив нефти из подводных скважин, побудила экологов приступить к активным действиям. Вчера Всемирный фонд дикой природы (WWF) призвал к объявлению моратория на бурение в арктических морях до тех пор, пока не будет стопроцентной гарантии экологической безопасности нефтедобычи. Ученые разделяют эти опасения, но отраслевые эксперты уверены, что позиция экологов будет рассматриваться властями в последнюю очередь.

«Масштаб чрезвычайной ситуации в Мексиканском заливе и тот факт, что такие аварии на морских платформах становятся закономерностью, обязывают нас делать серьезные выводы», – заявил вчера руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников.

По его словам, именно поэтому экологи призывают объявить мораторий на морскую нефтедобычу, по крайней мере в таких сложных условиях, как арктические моря. «До тех пор, пока не будут найдены решения для обеспечения 100-процентных гарантий экологической безопасности нефтедобычи на шельфе», – уточнил он.

В WWF считают, что катастрофа в Мексиканском заливе не является исключением в практике добычи углеводородов на шельфе. Начиная с 1975 года в мире произошло около 60 серьезных аварий на морских нефтяных платформах. И даже наименее масштабные из них потребовали колоссальных усилий по ликвидации. Один из последних примеров – в 2009 году авария на буровой установке «Монтара» в Тиморском море у берегов Австралии привела к разливу относительно небольшого объема нефти – более 28 тыс. баррелей. При этом площадь нефтяного пятна составила около 25 тыс. кв. км. Для сравнения: примерно такой объем нефти вытекает из аварийной скважины BP в Мексиканском заливе ежедневно. На заглушение аварийной скважины в Тиморском море потребовалось 73 дня, хотя глубина моря там была всего 90 м, а не 1500, как у берегов США. При этом WWF напоминает как минимум о пяти крупнейших авариях (см. справку).

Как нельзя кстати вчера появилось распоряжение российского правительства, которое утвердило меры по снижению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду российской арктической зоны. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Владимир Путин. Комплекс мер предусматривает разработку многоцелевой космической системы «Арктика» для мониторинга арктической зоны (срок реализации 2010–2016 годы), проведение исследования опасных и экстремальных явлений в арктических районах Мирового океана (2010–2012 годы). Также предполагается индивидуальный мониторинг работы организаций, расположенных в арктической зоне. Кроме того, до 2012 года будут разработаны обоснования ликвидации накопленного экологического ущерба на Земле Франца-Иосифа и архипелаге Шпицберген, а также меры для снижения угроз окружающей среде из-за расширения хозяйственной деятельности на континентальном шельфе.

По мнению экспертов, экологам вряд ли удастся добиться запрета бурения на арктическом шельфе, если только на это не будет согласия властей. «Сегодня ситуация складывается очень удачно – с одной стороны, и США, и Россия, и другие страны понимают, что для серьезной разработки арктических месторождений нет ни средств, ни соответствующих технологий, ни рыночной конъюнктуры, – полагает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров. – Так что претензии экологов – удобный повод заморозить существовавшие планы. Однако как только ситуация изменится – например, цены на нефть вырастут до 150 долларов за баррель или потребуется серьезно нарастить добычу, все эти запреты перестанут работать».

К тому же, как отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, существуют регионы, куда более уязвимые, чем Арктический шельф. «Например, Каспийское море – закрытый, по сути, водоем, в котором любая подобная авария может привести к куда более серьезным последствиям, – говорит аналитик. – И почему из-за аварии в Мексиканском заливе экологи сразу взялись за Арктику – не совсем понятно». Впрочем, по его мнению, шансов добиться успеха у экологов пока маловато. «По крайней мере в России этими вопросами занимается правительство, и только оно решает, вводить мораторий или нет», – заключает Крутихин.

В свою очередь, заведующий лабораторией математического моделирования физики атмосферы и гидросферы Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН (Новосибирск) Виктор Кузин считает, что вводить жесткие ограничительные меры просто необходимо. «Насколько необходимо введение именно моратория и будет ли такое предложение поддержано – не знаю, но в том, что необходим серьезнейший международный контроль, не сомневаюсь, – говорит ученый. – Арктический шельф – самый большой на земном шаре после Патагонского в Южной Америке. И если подобная катастрофа произойдет в этом регионе – с высокой биологической активностью, – последствия будут очень серьезными. Повторюсь, что не знаю, будет ли принято решение о введении моратория на бурение, но экспертиза геологических проектов просто необходима».

Пять крупнейших аварий на морских скважинах


1.  В 1979 году в результате разлива на платформе Sedco нефть бесконтрольно проникла в залив де Камрече, Мексика. Локализовать разлив удалось лишь спустя 90 дней. Объем разлива – 3,5 млн. баррелей.

2.  В 1977 году на платформе Ekofisk во время обслуживания рабочей скважины произошел разлив нефти и выброс газа, продолжавшийся восемь дней. Объем разлива – более 202 тыс. баррелей.

3. В 1980 году нефть, разлившаяся из скважины № 5 месторождения Funiwa, загрязнила дельту реки Нигер. Нефть оставалась в дельте в течение двух недель, что также привело к пожару и последующей консервации скважины. Объем разлива – 200 тыс. баррелей.

4. В 1980 году во время бурения установкой «Рон Таппмайер» из разведочной скважины № 6 произошел разлив нефти в Персидский залив, продолжавшийся восемь дней и унесший жизни 19 человек. Объем разлива – 100 тыс. баррелей.

5.  В 1969 году разлив нефти с платформы Union Oil Platform Alpha продолжался 11 дней, но поступление нефти в канал Санта-Барбара продолжалось еще несколько месяцев. Объем разлива – 80 тыс. баррелей.

По данным WWF


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
685
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
896
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
735
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
603

Другие новости