0
1977
Газета Экономика Печатная версия

07.02.2011

Бюджетные миллиарды растворяются в асфальте

Тэги: дороги, строительство, бюджет


дороги, строительство, бюджет Российские дорожные строители ищут новые ценовые ориентиры.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Депутаты Госдумы готовы отказаться от действующих тарифов дорожного строительства и привязать сметы строительства российских дорог к международным стандартам. Новый механизм ценообразования в дорожно-транспортном строительстве в пятницу обсудил думский комитет по строительству и земельным отношениям. Сравнивая затраты и качество строительства, депутаты в очередной раз убедились, что в России до сих пор не умеют строить автодороги по современным стандартам – быстро, качественно и не накладно для бюджета. Из-за так называемых субъективных и объективных факторов стоимость строительства километра дороги в нашей стране может вырастать по сравнению с нормативом на 80% и даже на 180%.

Новые схемы ценообразования в дорожном строительстве обсуждали глава думского комитета по строительству Мартин Шаккум, руководитель департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона Илья Пономарев, глава Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Евгений Ермолаев, президент Ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов, ученые и строители.

Нелицеприятные оценки первых лиц государства относительно сроков, качества и стоимости строительства автодорог в России общеизвестны. Сроки – явно завышенные. Качество – подчас низкое. А стоимость – не оправданно высокая. Случайно или нет, но накануне совещания в Госдуме Счетная палата (СП) обнародовала результаты проверки столичной мэрии. Глава СП Сергей Степашин оценил нарушения в транспортном комплексе мэрии в 230 млрд. руб. При этом строительство одного километра дороги в столице обходилось казне в более чем 4 млрд. руб. Таким образом, цена прокладки одного метра автомагистрали в столице достигла фантастической величины – 4 млн. руб.

Участники совещания в Госдуме нашли основные факторы, влияющие на ежегодное удорожание дорожного строительства в России. К объективным они отнесли рост цен на ресурсы, применяемые в строительстве (10–20%), изменение законодательства (5–10%), изменение технических норм (10–20%), задержку начала строительства из-за административных барьеров и несвоевременного финансирования (5–10%).

Обнаружились и субъективные факторы, не позволяющие строить дороги в России в пределах действующих нормативов. В их числе возможность принятия чиновниками и проектировщиками избыточных объемно-планировочных решений. Этот фактор приводит к росту цены километра автомагистрали на 10–40%. Применение неэффективных конструктивных решений увеличивает издержки еще на 10–20%, нерациональное размещение объекта дорожной инфраструктуры повышает расходы при его строительстве на 5–10%. Присутствуют неточности и ошибки в расчетах, связанные с недостоверным определением объемов строительства (плюс 10–20% к запланированным расходам). Ошибочное применение сметных нормативов оборачивается ростом издержек на 10–30% и т.д. Картина получается удручающая – затраты на строительство автодорог в России выше норматива от 80 до 180%.

Основную причину высоких издержек думцы видят в устаревших сметных нормативах. Их особенность в том, что они предполагают нормирование технологических операций, которые в реальной стройке могут быть совершенно иными. Вдобавок ко всему нормативная стоимость определяется в ценах 2000 года и модифицируется с применением соответствующих индексов. Взамен этого в правительстве и парламенте обсуждается новая методика расчета затрат, которая исходит из нормативов, существующих в развитых странах. В ней будет нормирована уже стоимость конструкций, а не технологических операций. Нормативы начнут составляться в текущем уровне цен на начало бюджетного года, а простор для субъективного подхода при составлении смет будет ограничен.

Со своей стороны, Минтранс заявляет о заинтересованности в удешевлении дорожного строительства. Чиновники рассматривают возможность приведения технологий и стоимости строительства к некоторым международным стандартам. Предполагается также гармонизация норм и требований к технологиям и к организации дорожно-строительных работ. При этом в ведомстве искренне верят, что стоимость строительства автодорог в нашей стране не выше среднего уровня в европейских странах, США или Канаде. Правда, цифры, которыми оперируют чиновники Минтранса, вступают в противоречие с выводами Счетной палаты. По данным источников Минтранса, самые дорогие дороги строят сегодня в Канаде (в пересчете – около 185,4 млн. руб. за 1 км) и во Франции (174,7 млн. руб. за 1 км). Поясним – речь идет о максимальном уровне цен. В России этот показатель ограничен 66 млн. руб., что никак не сочетается с 4 млрд. руб., которые, по данным СП, были фактически потрачены за каждый километр новой столичной магистрали.

При строительстве дорог в России, по оценке Минтранса, наиболее заметными являются расходы на предпроектную документацию, надзор за строительством, подготовку территории (выкуп земель, снос зданий, перенос инженерных коммуникаций и т.п.). На Западе эти затраты финансируются государством из других источников. Того же хотели бы для себя и российские строители, чтобы не травмировать общественное сознание высокими расходами бюджета на дорожное строительство.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дмитрий Гудков: по миллиарду долларов – на каждого депутата

Дмитрий Гудков: по миллиарду долларов – на каждого депутата

Дмитрий Гудков

О бюджетном довольствии и экономическом ущербе, распределенных на 450 думских законотворцев

0
9310
Калининградская футбольная Атлантида

Калининградская футбольная Атлантида

Александр Рябушев

Строящийся ради пяти игр чемпионата мира по футболу центр в перспективе может быть подтоплен

0
1975
Кризис завершится не ранее 2019 года

Кризис завершится не ранее 2019 года

Ольга Соловьева

Власти РФ видят окончание рецессии, а население – ее углубление

0
3195
Новосибирскому мосту урезали  дополнительное финансирование

Новосибирскому мосту урезали дополнительное финансирование

Игорь Болотин

Областные депутаты скорректировали поправки в бюджет

0
1772

Другие новости

24smi.org