0
2418
Газета Экономика Интернет-версия

12.05.2011 00:00:00

Россию ждет стратегическое подорожание бензина

Тэги: нефть, бензин, цены, пошлина, экспорт


нефть, бензин, цены, пошлина, экспорт Отечественным нефтепереработчикам придется привыкать к конкуренции.
Фото с сайта Омского НПЗ

Проект «Стратегии-2020» поставил Владимира Путина перед сложным выбором: ликвидировать бюджетный дефицит за счет банкротства нерентабельной нефтепереработки или продолжить ее субсидирование за счет остальной экономики. Вчера авторы будущей «Стратегии-2020» объявили, что только отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты поможет стране выйти из затянувшегося отраслевого кризиса. На суд премьер-министра Владимира Путина пока предлагается три сценария, каждый из которых предполагает существенный рост цен на топливо внутри страны при одновременном внедрении механизмов компенсации выпадающих доходов бюджета. Весь вопрос только в сроках их реализации и тех самых компенсационных механизмах, определиться с которыми пока не могут даже сами реформаторы.

Напомним, что еще в конце марта разработчики «Стратегии-2020» предложили отменить все экспортные пошлины на нефть с одновременным увеличением налога на ее добычу. Такая реформа помогла бы наполнить казну и заодно отказаться от субсидирования нерентабельной нефтепереработки, которая является экономически бессмысленной в российских условиях. Сегодня тонна сырой нефти стоит дороже, чем все виды нефтепродуктов, которые способны произвести из нее отечественные нефтеперегонные заводы (НПЗ). Цены на углеводороды должны отражать реальную ценность ресурсов, а инновационное и энергосберегающее развитие немыслимо без рыночных цен на внутреннем рынке – уверены авторы стратегии (см. «НГ» от 01.04.11).

По данным аналитиков, вывозная таможенная пошлина на нефть в 2010 году принесла в бюджет 1,672 трлн. руб. (3,8% ВВП), экспортная пошлина на нефтепродукты – 603,8 млрд. руб. (1,4% ВВП). Соответственно НДПИ необходимо будет поднять как минимум на 5,2% ВВП. Правда, и у производителей нефти возникают дополнительные доходы с внешнего рынка – за счет отмены вывозной пошлины и с внутреннего – за счет роста внутренних цен. Однако последствия такой реформы выглядели страшновато: рост цен на бензин прогнозировался на 80%, дизтопливо – 60%, авиационный керосин – 40%, топочный мазут – 40%. А цены на ЖКХ, и без того немалые, должны вырасти не менее чем на 10–20%.

Вчера же эксперты попытались несколько смягчить свои прогнозы последствий отмены экспортных пошлин. Для этого они предложили на выбор три варианта «обрубания нефтеперерабатывающего хвоста». «Первый сценарий – наиболее неудобный и неприятный, при котором произойдет полное или частичное закрытие внутреннего рынка от иностранных нефтепереработчиков, дабы наши производители могли приспособиться к новым реалиям, – объясняет завлабораторией отраслевых рынков Института Гайдара Георгий Идрисов. – В этом случае цены на бензин в России повысятся к нынешнему уровню на 20% для населения и на 26% – для промышленных потребителей». При втором сценарии частично допускается проникновение иностранных производителей с одновременным усилением административного и антимонопольного регулирования. В этом случае рост цен на бензин составит около 11–12% для населения и 20% – для промышленности. И, наконец, третий вариант, самый привлекательный, по мнению аналитиков Института Гайдара, – создание конкурентной среды за счет допуска иностранных производителей, модернизация отечественных НПЗ и выравнивание цен с европейскими за минусом транспортных расходов. «В этом случае рост цен составит 8–9% и 25–26% для населения и промышленности соответственно, – поясняет Идрисов. – Правда, для безболезненной реализации третьего сценария потребуется 12 лет».

Как отметил глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, с экономической точки зрения ликвидация экспортных пошлин вполне оправданна. «Глубина переработки нефти на российских НПЗ составляет 71–73%, тогда как в развитых странах – 90–95% и даже в некоторых странах СНГ – порядка 80%, – пояснил он. – Существующие защитные меры в виде пошлин лишь консервируют технологическую отсталость».

В рамках реформы возможен отказ от взимания акцизов, снижение налога на прибыль, а также снижение страховых взносов, причем не до уровня в 26%, как предполагают сегодня власти, а до 22–24%, говорит руководитель направления Института Гайдара Сергей Дробышевский.

В свою очередь, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов выступил оппонентом предлагаемой отмены экспортных пошлин. «Я скорее противник этой меры, хотя и понимаю, что нормы Всемирной торговой организации (ВТО) рано или поздно заставят нас отказаться от пошлин, – уточнил он. – Однако это тот случай, когда чем позже, тем лучше. При этом отмену пошлин на светлые нефтепродукты можно только приветствовать, а все остальное – лучше оставить на потом┘»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
670
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
858
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
718
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
584

Другие новости