0
5882
Газета Экономика Печатная версия

30.12.2011

1. Милитаризация государственного бюджета

Тэги: бюджет, оборона


бюджет, оборона Фото Reuters

Одним из главных экономических событий 2011 года можно считать крутой разворот бюджетной политики российского государства. Никогда раньше правительство РФ не планировало столь явного и резкого снижения финансирования социальных программ и столь стремительного наращивания госрасходов на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность.

Чиновники, как и прежде, настаивают на том, что в России расходы на образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальную сферу и пенсионную систему велики, иногда даже слишком. Однако на самом деле доля социальных расходов государства в ближайшие три года будет резко снижена, и пропорционально этому снижению возрастет финансирование обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Такая смена приоритетов зафиксирована в бюджете на 2012–2014 годы. Напомним, правительство РФ по инициативе президента Дмитрия Медведева утвердило объемы финансирования оборонки до 2020 года, и именно эти расходы являются приоритетными. («20 триллионов рублей – гособоронзаказ до 2020 года плюс 3 триллиона рублей на переоборудование, переоснащение оборонно-промышленного комплекса», – уточнил в начале ноября сумму премьер-министр Владимир Путин.)

Разобраться в тысячах страниц бюджета рядовому гражданину практически невозможно. Некоторые эксперты уверены, что анализ структуры бюджетных трат не по зубам даже профи. К примеру, на это указали в Институте экономической политики Е. Гайдара (ИЭП): «Кроме сумм общих доходов и расходов – для 2012 года это 11 799,9 млрд. и 12 656,4 млрд. руб. соответственно – назвать что-либо уверенно невозможно в принципе».

Бюджет в его окончательном виде непрозрачен, обнародованию подлежит только открытая часть. Но есть еще секретная часть, и она не раз подвергалась изменениям. В ИЭП считают: секретная часть расходов в бюджете на 2012–2014 годы постепенно выросла на 11 млрд. руб., «и скорее всего эта сумма была перераспределена в пользу гособоронзаказа». Но делать окончательные выводы из закона о бюджете – все же опрометчиво. Потому что сам факт наличия секретных расходов в большинстве разделов бюджета исключает его корректный анализ. И многие экономисты не всегда это учитывают, резюмируют в ИЭП.

Тем не менее часть экспертного сообщества взяла на себя смелость оценить структуру бюджета. И даже такой «некорректный анализ» был показательным. В Институте проблем глобализации увидели, что в бюджете «сокращаются расходы на культуру, спорт, межбюджетные трансферты; расходы на ЖКХ падают более чем на 40%». Финансирование здравоохранения и образования увеличивалось перед выборами, но затем произойдет сворачивание господдержки этих сфер. При этом ответственность перебрасывается на регионы, финансовые ресурсы которых осознанно сокращаются. Главный приоритет бюджета – расходы на безопасность и правоохранительную деятельность. «Они увеличиваются почти в полтора раза, в первую очередь за счет расходов на полицию». Социальные расходы, по данным аналитиков ФБК, уменьшаются в те же полтора раза.

Военно-охранительный маневр бюджета заметили и в Институте современного развития (ИнСоР). Там сослались на розданные для анализа правительственные материалы. Согласно правительственным планам, расходы на образование сокращаются с 4% ВВП в бюджете-2011 до 3,6% ВВП в 2014 году. Бюджетные расходы на здравоохранение в течение четырех лет будут сокращены с 3,9% ВВП до 3,4% ВВП. Финансирование ЖКХ сократится с 2% ВВП в 2011 году до 1,5% ВВП в 2012-м. А расходы на национальную оборону увеличиваются с 2,9% ВВП в 2011 году до 3,8% ВВП в 2014 году. Экономисты увидели в этом антисоциальную направленность бюджета и резюмировали, что в своем стремлении неявно урезать социальные траты Россия нисколько не отличается от Греции, Великобритании или Ирландии. Разница в другом. Об уровне социальных гарантий этих стран России остается только мечтать. И Россия не переживает, как Европа, долговой кризис, ее золотовалютные запасы – третьи по величине в мире, экономику подпитывают все еще обильные сырьевые доходы. Примечательно, что во всей этой истории не обошлось без элементов шпионского детектива: попавшие в руки экономистов из ИнСоРа правительственные материалы потом бесследно исчезли из свободного доступа.

Не случайно после публикации бюджета многие экономисты задались вопросом: «Есть ли жизнь после выборов?» Именно мартовские выборы президента РФ могут стать той отправной точкой, после которой власти, уже ничего не стесняясь, начнут проводить в жизнь непопулярные реформы и менять курс страны. России предстоят нелегкие времена. На фоне арабских политических потрясений и европейской экономической нестабильности власти РФ решили заняться безопасностью, предчувствуя неладное. Масло в огонь подлили парламентские выборы и последовавшие после них массовые социальные выступления. Власть уходит в глухую оборону как от внешних, так и от внутренних нарушителей ее стабильности.

Сокращение расходов на образование, здравоохранение, культуру и ЖКХ до 2014 года, % от суммарных расходов федерального бюджета
Статьи расходов 2009 г. 2011 г. 2014 г.
Национальная оборона 12,3 13,9 18,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 10,4 11,3 14,2
Национальная экономика 17,1 16,2 11,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 1,6 2,1 0,5
Образование 4,3 5,1 3,4
Культура, кинематография 1,2 0,8 0,6
Здравоохранение 3,6 4,6 3,2
Межбюджетные трансферты субъектам РФ и муниципалитетам 37,2 5,7 3,4
Источник: данные Минфина и расчеты компании ФБК

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дефицит федерального бюджета России за январь–апрель 2016 года составил 4,7% к объему ВВП

Дефицит федерального бюджета России за январь–апрель 2016 года составил 4,7% к объему ВВП

0
827
Замглавы Минфина: Россия может заместить недополученные в бюджет дивиденды госкомпаний только средствами Резервного фонда

Замглавы Минфина: Россия может заместить недополученные в бюджет дивиденды госкомпаний только средствами Резервного фонда

0
519
Единороссы играют  в демократию

Единороссы играют в демократию

Алексей Горбачев

В партии власти раскритиковали собственные праймериз

0
2029
Экономику можно развивать, не сокращая социальные расходы бюджета

Экономику можно развивать, не сокращая социальные расходы бюджета

Татьяна Попова

Депутат Госдумы Елена Панина о скрытых ресурсах столицы и вере в людей

0
810

Другие новости

24smi.org