0
9742
Газета Экономика Интернет-версия

11.03.2015 00:01:00

В России появится новый отряд безработных

Тэги: безработица, сокращение, кадры, госзаказ, железные дороги, машиностроение, промышленность, вагоностроительные заводы, перепрофилирование производства, владимир путин, переобучение


безработица, сокращение, кадры, госзаказ, железные дороги, машиностроение, промышленность, вагоностроительные заводы, перепрофилирование производства, владимир путин, переобучение Половину вагоностроительных заводов в стране предлагается перепрофилировать. Фото Reuters

Российскую промышленность ждут серьезные неприятности из-за кризиса транспортного машиностроения, которому грозит двукратное сокращение производства. Власти уже фактически запрещают импорт железнодорожных вагонов. Но одной этой меры а явно недостаточно. Около десятка вагоностроительных заводов должны будут сократить в ближайшее время производство вагонов наполовину. В результате на биржу труда могут отправиться до 100 тысяч уволенных работников машностроительных заводов.

Кризис перепроизводства вагонов в РФ находится в центре внимания российских властей. Президент России Владимир Путин поручил Минтрансу и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проверить эффективность закупок подвижного состава «Российскими железными дорогами (РЖД)» у иностранных поставщиков. Ранее президент Путин объявил, что выделяемая РЖД антикризисная помощь не должна пойти на загупку вагонов за рубежом. В частности, речь шла о контракте на закупку 140 вагонов Talgo, подписанном еще в 2011 году на Петербургском экономическом форуме, в тот момент, когда у Тверского вагоностроительного завода еще не было серьезных проблем с загрузкой мощностей.

Вчера же руководство Тверского вагоностроительного завода объявило о том, что его работники вышли из очередного административного отпуска. Как ожидается, в текущем году также как и в предыдущем, завод будет работать в режиме сокращенной недели. Как известно, еще в январе этого года заявлялось о возможности сокращения почти 2 тыс сотрудников завода, по причине низких объемов производства, сообщает интернет-портал tvernews. ru, «Запланированный на этого год объем производства составляет всего 13 млрд руб, что в два раза ниже, чем в 2014 году», – передает tvernews. ru.

Орский вагонный завод в этом году также ожидает сокращение сотрудников в связи с уменьшением количества заказов на производство вагонов. «В текущем месяце предприятие покинут около 60 работников, в мае планируется сократить более 200 человек», – сообщает ГТРК «Оренбург». По данным СМИ последние крупные заказы у предприятия были еще в 2013 году. По вагоностроению в прошлом году объем заказов упал на 100%, по ремонту – почти наполовину.

Некоторые региональные чиновники предлагают переобучать сокращаемых сотрудников вагоностроительных заводов. Например, власти Алтайского края готовятся временно трудоустроить более 2,5 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения, большая часть которых – сотрудники вагоностроительного завода – «Алтайвагон». «Мы уже приступили к действиям. Региональная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда позволит нам занять на общественно-полезных работах 1,9 тыс. человек. Также мы планируем, что 656 человек по этой программе пройдут переобучение или повысят свою квалификацию», – сообщал гендиректор «Алтайвагона» Дмитрий Медведев (см «НГ» от 27. 02. 2015).

Не секрет, что спрос на вагоны напрямую связан с экономическим ростом и увеличением объемов грузоперевозок. Но если экономика в депрессии, а объемы перевозок снижаются, то спрос на грузовые вагоны неизбежно падает. «На сегодняшний день объем железнодорожных перевозок сокращается: погрузка за первые два месяца 2015 года на железной дороге снизилась на 0,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, или до 190 млн тонн», – поясняет замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. Как следствие, в целом по отрасли, добавляет он, производство грузовых вагонов только за январь 2015 года снизилось более чем на 50% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

Сами же вагоностроители советуют правительству простимулировать текущий спрос на грузовые вагоны и поддержать вагоностроительные предприятия за счет сокращения избыточных мощностей и субсидирования процентной ставки по кредитам. Именно такие меры поддержки отрасли при участии Минэкономразвития (МЭР) предложили крупнейшие отраслевые игроки – такие как «Уралвагонзавод» «Первая грузовая компания» (ПГК). «Мы считаем, что Минпромторг совместно с представителями транспортного машиностроения должны задуматься о балансе производственных мощностей. Они это понимают и согласны рассмотреть вопрос сокращения», – приводил ТАСС слова гендиректора ПГК Олега Букина. По его словам, на сегодняшний день общее количество вагонов, которое должно производиться в России на ближайшие три-пять лет не должно превышать 30-40 тыс. вагонов в год. «То есть, по сути, в два раза меньше», – уточняет Букин.

Пик производства вагонов в РФ пришелся на 2012 год, когда в стране было произведено свыше 70 тысяч грузовых магистральных вагонов. Мощность же всех вагоностроительных заводов России и других стран СНГ составляет около 120 тыс. ед. «Мощность вагоностроительных заводов только в РФ составляет около 90 тыс. ед. А значит на сегодняшний день профицит мощностей российских заводов составляет более 50%», – подтверждает Савчук.

Всего на предприятиях транспортного машиностроения в РФ занято около 200 тысяч человек. И двукратное сокращение производства грозит появление в стране до 100 тысяч новых безработных. Между тем уже сегодня численность официально зарегистрированных безработных достигла почти миллиона человек. С 25 февраля по 4 марта 2015 года численность зарегистрированных безработных выросла на 0,7% и составила 985 475 человек (по состоянию на 25 февраля 2015 года – 979 058 человек).

Избыточные же на сегодняшний день производственные мощности вагоностроителей, по словам Букина, необходимо будет либо перепрофилировать, например, в вагоноремонтные, либо же вообще сократить. Комплекс антикризисных мероприятий будет обсуждаться на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича – сообщает ТАСС.

Какие именно производства попадут под сокращение, а какие будут перепрофилированы – пока не известно. Нет также ясности и с критериями выделения государственной помощи – указывают эксперты «НГ». «Вопросов к подобным предложениям больше чем ответов. Не понятны механизмы реализации и контроля программы сокращения производства», – считает ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Даже если производители вагонов согласятся с этим решением, неизбежно возникнут проблемы его реализации. «С учетом же возможной ошибочности прогнозов, вряд ли производители вагонов будут кардинально сокращать свое производство, закрывать цеха и демонтировать оборудование», – считает Баранов.

«Перепрофилировать российские заводы на ремонт грузовых вагонов вряд ли получиться, так как имеется значительный профицит вагоноремонтных мощностей – не менее 30%», – напоминает Владимир Савчук. А значит, резюмирует эксперт, только лишь сокращение производственных мощностей в сфере вагоносборочных производств может высвободить несколько десятков тысяч рабочих.

«Вагоностроительные предприятия, наращивая мощности, рассчитывали на рост госзаказа. Однако из-за падения нефтяных цен и сокращения доходов снижается и общее количество закупок», – объясняет замдиректора «Центра развития» Высшей школы экономики (ВШЭ) Валерий Миронов. Произведенная продукция могла бы пойти, например, на экспорт, но видимо внешние рынки недоступны для российской продукции. В любом случае, добавляет Миронов, сокращение мощностей производства поможет «очистить» российскую экономику. «Сейчас возможно перестроить экономику. Как и везде есть кризисные сектора, а есть такие предприятия, которые могут успешно развиваться и в кризисных условиях», – напоминает он. Необходимая структурная перестройка экономики как раз и предполагает перемещение рабочих кадров из кризисных секторов в более перспективные. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1093
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
561
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3121
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2470

Другие новости