0
3919
Газета Экономика Печатная версия

21.04.2015 00:01:00

Бюджетный секвестр добрался до дорог

Строительство каждого пятого объекта транспортной инфраструктуры оказалось замороженным

Тэги: бюджет, секвестр, строительство, дорожное строительство, транспортная инфраструктура


бюджет, секвестр, строительство, дорожное строительство, транспортная инфраструктура Власти обещают завершить начатые дорожные проекты несмотря ни на что. Фото Светланы Холявчук/Интерпресс/ТАСС

Транспортная инфраструктура попадет под бюджетный секвестр. Примерно 20% проектов находятся сейчас на этапе отсрочки или заморожены, сообщил вчера Минтранс. Однако, как пояснили «НГ» в Росавтодоре, если говорить именно о федеральной дорожной сети, то под сокращение попадут не уже начатые, а только новые, предстоящие проекты по реконструкции и строительству. Там добавили, что главный приоритет дорожной отрасли на ближайшие годы – проектирование и строительство транспортного перехода в Крым через Керченский пролив.

Около 20% проектов транспортной инфраструктуры в России находятся сейчас на этапе отсрочки или заморожены. Об этом, как передает Интерфакс, заявил вчера глава Минтранса Максим Соколов. «Секвестр бюджета, который уже стал реальностью, коснется всех субъектов и округов», – сказал министр. Однако с 2016 года ситуация начнет улучшаться, «все разрывы и задержки удастся наверстать с началом реализации проектов», обещает Соколов. Из выступления министра можно было понять, что теперь на те же 20% снизятся и расходы на транспортную инфраструктуру, ведь иначе было бы довольно бессмысленно замораживать пятую часть всех проектов.

Вчера президент Владимир Путин подписал закон о кризисных поправках в бюджет-2015. По сравнению с первоначальной версией доходы бюджета теперь сокращаются примерно на 17%, расходы – на 2%. Хотя правительственные чиновники, прежде всего из Минфина, не раз говорили, что на самом деле нужно сократить бюджетные расходы на 10% практически по всем статьям и даже больше чем на 10%. Причем это урезание расходов должно состояться не только в 2015 году, но и в 2016-м.

Похоже, что на транспортной инфраструктуре решили сэкономить даже больше, чем на других статьях. В то же время такая экономия может вызвать вопросы. По последним данным Минтранса, в России на 1 тыс. кв. км территории приходится 5 км железнодорожных путей, примерно 54 км автомобильных дорог, из которых около 43 км – с твердым покрытием. И по этим показателям РФ отстает от многих как развитых, так и развивающихся стран. Например, если брать более или менее территориально сопоставимые с Россией страны, то в США на 1 тыс. кв. км приходится 23,5 км железнодорожных путей, в Китае на 1 тыс. кв. км приходится 441 км автомобильных дорог.

В Росавтодоре вчера описали для «НГ» некоторые детали сокращения, уточнив, правда, что агентство полномочно комментировать ситуацию только с федеральной дорожной сетью. Судя по объяснениям федерального агентства, пока рано паниковать из-за сокращения строительства дорог в стране. «В части строительства и реконструкции федеральных дорог нет остановленных проектов. Подчеркнем, что в текущем году Федеральное дорожное агентство продолжит работы по ранее начатым объектам строительства и реконструкции. Речь идет о том, что в 2015 году не будут начинаться именно новые проекты строительства и реконструкции», – пояснили чиновники.

Большинство контрактов на строительство федеральных дорог имеет долгосрочный характер – 3–4 года. Как говорят в федеральном агентстве, «в условиях оптимизации бюджета Росавтодор сфокусируется на введении в эксплуатацию в установленные сроки всех объектов, которые уже находятся в стадии активной реконструкции или строительства».

Россия отказывается от нового дорожного строительства.		Фото c сайта www.rosavtodor.ru
Россия отказывается от нового дорожного строительства. Фото c сайта www.rosavtodor.ru

Кроме того, в ближайшие годы Росавтодор будет создавать новые технические заделы для дорожного строительства. Объемы строительства будут расти, но более плавно, чем, например, в 2013–2014 годах. «Так, в 2016 году планируется ввести в эксплуатацию 360 км, в 2017-м – 384 км. В последующие годы данные показатели планируется увеличивать быстрее – до 750–1000 км за сезон», – отмечает Росавтодор и добавляет, что такие темпы и объемы соответствуют выполнению поручения президента РФ об удвоении дорожного строительства к 2022 году по сравнению с предыдущим десятилетием.

Решение о том, какие задачи дорожного хозяйства в каком регионе важнее, принимаются не в Москве, а на уровне самих регионов. Однако есть у страны и общероссийские приоритетные проекты. «Главный приоритет дорожной отрасли на ближайшие годы – проектирование и строительство транспортного перехода через Керченский пролив», – уточняют в ведомстве. Также в списке приоритетных инвестиционный проект реконструкции участков автомобильной дороги Новороссийск – Керченский пролив, строительные и ремонтные работы на федеральных дорогах Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа, развитие дорог, соединяющих Москву с регионами России и соседними государствами.

«Расходы на приведение дорог в нормативное состояние сокращаться не будут. В 2015 году на ремонт и содержание федеральных дорог государство потратит 219 млрд руб. Также не планируется сокращение субсидий регионам в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года (10 млрд руб. в 2015 году). 54 млрд руб. будет выделено в 2015 году в рамках начала реализации проекта строительства Керченского моста. В 2015 году на строительство дорожных объектов планируется выделить 92 млрд руб. (с учетом ожидаемой оптимизации бюджета)», – перечисляют в Росавтодоре.

Дополнительно на выполнение поручений президента об удвоении объемов дорожного строительства в субъекты РФ направляются 69,3 млрд руб., говорят в ведомстве. Однако Росавтодору «известно, что данная сумма может быть скорректирована в законе на 10% в соответствии с общим трендом оптимизации федерального бюджета». Хотя и эта оптимизация коснется не всех бюджетных отчислений.

«Само по себе сокращение числа реализуемых проектов еще не говорит о значительном сокращении затрат, – замечает замгендиректора компании «ФинЭкспертиза» Станислав Сафин. – Когда ресурсы ограничены, крайне важно не распылять средства, а фокусировать на решении конкретных, принципиально важных задач».

Ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов обращает внимание, что в Минтрансе говорят об отсрочке или замораживании 20% проектов, но не о том, что на эти 20% сократятся расходы бюджета на дорожное строительство – это вовсе не одно и то же. «Смысл секвестра заключается в сокращении всех расходных статей бюджета на равную величину», – поясняет эксперт. То есть если речь идет об урезании всех расходов на 10%, то, значит, транспортная отрасль не станет здесь особым исключением, ее финансирование сократится на те же 10%.

«На основании слов Максима Соколова делать какие-либо конкретные выводы преждевременно», – считает бизнес-консультант по строительной технике JCB Петр Плаунов. Но, как говорит эксперт, в любом случае новость о приостановке 20% проектов оптимизма не добавила. «Теперь важно понять, планируются ли сокращения инвестиций в дальнейшем или это действительно объективная реальность для 2015 года», – рассуждает Плаунов.

Постоянные разговоры представителей Минфина о необходимости сократить бюджетные расходы наводят на мысль, что и в 2016 году ситуация заметно не улучшится – особенно если учесть, что, согласно прогнозам большинства независимых аналитических центров, в 2016 году экономического роста скорее всего не случится. «Полагаю, темпы сокращения расходов государства в области транспорта будут выше, чем в других областях», – говорит ведущий эксперт компании «Уральский союз» Олег Сомин. Причин тому множество – ухудшение инвестиционного климата, отток капитала из России, снижение деловой активности, сокращение потока нефтедолларов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Эффективные политические механизмы их сдерживания отсутствуют

0
1485
Шансы избежать спада пока сохраняются

Шансы избежать спада пока сохраняются

Михаил Сергеев

Самая больная точка – жилищное строительство

0
1352
России предстоит трудная шестилетка

России предстоит трудная шестилетка

Анатолий Комраков

Правительство предлагает надувать подушку безопасности

0
1147
Маневры "Восток-2018" не помешают США ударить по Сирии

Маневры "Восток-2018" не помешают США ударить по Сирии

Владимир Мухин

Несмотря на экономический кризис и санкции, Россия планирует увеличить военные расходы

0
2120

Другие новости

Загрузка...
24smi.org