0
5643
Газета Экономика Печатная версия

25.07.2018 20:36:00

Торговля уходит в Сеть

Магазины приспосабливаются к обедневшим покупателям

Тэги: экономика, доходы, реальные зарплаты, статистика, торговля, цифровые технологии

Обновлено 26.07.18 в 11:43

экономика, доходы, реальные зарплаты, статистика, торговля, цифровые технологии Рекламные акции могут превратиться в способ подкрепиться. Фото с сайта www.vl.ru

После многолетнего спада доходы населения России перешли в спячку на уровнях, близких к нулю. Небольшой предвыборный всплеск зарплат ситуацию не выправил, и россияне, отправляясь в магазин, продолжают экономить. Продавцы прогнозируют, что ежегодно им будет удаваться сбыть товаров только на 1% больше в течение ближайших лет. И такой скромный прирост потребительского спроса придется обеспечивать различными фишками и ухищрениями: скидочными акциями, программами лояльности, не связанными напрямую с торговлей услугами и т.п. Но будущее торговли, по мнению экспертов, за цифровыми услугами.

Темп роста реальных располагаемых доходов населения России в июне 2018 года замедлился почти до нуля, составив символические 0,2% по сравнению с прошлогодним июнем. Та же история была в мае (0,3%). Заметно доходы подлетали только в апреле – тогда рост был на 5,6%. Очевидно, что связан он был с выборами президента, под которые подгадали двузначный рост зарплат бюджетникам и сезонное повышение пенсий. Однако в общей сложности доходы населения по итогам первой половины 2018 года увеличились на 2,6%.

Опираясь на данные Росстата, можно сделать вывод, что в целом за полгода все население РФ получило денежных доходов в размере около 30 трлн руб. По данным Агентства новостей розничной торговли, почти половину этих денег (14,6 трлн руб.) граждане отнесли в магазины. Причем, как сообщает Росстат, годовой темп роста оборота розничной торговли России по итогам первых шести месяцев 2018-го точно совпал с темпом роста доходов населения – те же самые 2,6%. Продуктов, по данным Агентства новостей розничной торговли, россияне купили на 7 трлн руб. (прирост на 2,2%), а всего прочего – на 7,6 трлн (рост на 2,9%).

Этих темпов, конечно же, недостаточно, чтобы компенсировать кризисные потери (в 2017 году розничные продажи прибавили всего 1,2% после снижения на 4,6% в 2016-м). Но не исключено, что через несколько лет и такие темпы будут казаться «опережающими», если учесть неутешительные прогнозы по росту доходов населения.

В июньской «Картине экономики» Минэкономразвития предрекло рост реальных зарплат в 2019 году всего на 0,8%, затем – на 1,5%, еще через год – на 2,3%, и только в 2022–2024 годах рост зарплат составит по 2,8% в год (после 6,3% в 2018-м). Пока в министерстве акцентируют внимание на росте продаж легковых автомобилей и увеличении покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах.

В Минэкономразвития «НГ» сообщили, что увеличение оборота розничной торговли в 2018 году может составить 2,9%. «В 2019 году рост оборота розничного товарооборота несколько замедлится (до 2,0%), что будет частично вызвано адаптацией потребления населения к повышению налога на добавленную стоимость и, как следствие некоторому удорожанию отдельных видов продукции. В дальнейшем ожидается достаточно равномерный рост розничного товарооборота на уровне 2,4-2,7% в 2020-2024 годах. В целом за 2018 – 2024 гг. оборот розничной торговли вырастет на 19%», - говорится в сообщении, которое МЭР прислало в «НГ».

А между тем, по данным Росстата, в январе–апреле 2018 года убыток предприятий торговли вырос до 275,9 млрд руб., это в 2,4 раза больше, чем за четыре месяца 2017-го.

«Предприятия розничной торговли сейчас не делают ставку на скорый рост доходов населения, особенно в регионах и небольших городах, где покупательная способность просела больше всего, – сказала «НГ» председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты Анна Вовк. – Падает способность покупать товары на собственные средства, поэтому сейчас идет тенденция покупок в кредит не только крупных товаров длительного пользования, но и более мелких. Даже детей в школу сейчас нередко собирают в кредит».

По мнению эксперта, розничную торговлю ждет затяжная стагнация. «Если даже рост зарплат более чем на 11% не принес заметного оживления, то и дальше кардинальных изменений едва ли стоит ждать. Рост оборота розничной торговли на 1% в год – вот предел на ближайшие пару лет», – говорит Вовк.

Стагнация доходов населения заставляет российскую розницу подстраиваться к ситуации, адаптируя под нее бизнес. «Простимулировать рост потребления сейчас может только рост доходов. Спрос ограничивает не нежелание людей тратить деньги, а отсутствие этих денег. Поэтому особые подходы продавцов направлены не столько на стимулирование спроса, сколько на оптимизацию издержек. Если нет возможности изменить окружающую обстановку, приходится приспосабливаться», – считает Вовк.

«Опыт прошлого лета показал, что преждевременный оптимизм ведет к затовариванию складов и растущим убыткам. Все чаще магазины идут по пути сокращения ассортимента, которое позволяет снижать собственные издержки. Предлагать потребителю широкий выбор – это сейчас просто непозволительная роскошь. И, к сожалению, в первую очередь с прилавков магазинов пропадают наиболее качественные и дорогие товары», – говорит Вовк.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) «НГ» сообщили, что экономическая и законодательная турбулентность сильно давят на прибыльность розничного бизнеса, заставляя его искать все более эффективные пути развития за счет как модификации форматов, так и повышения операционной эффективности (снижение расходов с сохранением или ростом продуктивности).

«Из-за того, что доминирующей моделью потребления на ближайшее время по-прежнему будет сберегательная, сейчас многие федеральные ретейлеры делают ставку на формат дискаунтеров или начинают трансформироваться в мини-форматы традиционных гипермаркетов и супермаркетов», – говорится в сообщении АКОРТ, присланном в «НГ».

Руководитель практики панельных исследований холдинга «Ромир» Инна Афанасенко обращает внимание, что ключевые сети сейчас становятся магазином у дома, стараясь максимально удовлетворить ожидания покупателей. «Сети стараются также развивать собственные торговые марки для построения лояльности между сетью и покупателем», – говорит Афанасенко.

«Для увеличения частоты визитов или среднего чека ретейл все активнее развивает новые форматы (магазины-специалисты), расширяет функции розничных точек, превращая их в магазины-кафе со свежей выпечкой и возможностью перекусить, использует таргетированные предложения на основании анализа данных карт лояльности», – говорит Афанасенко.

Покупатели по всей стране наверняка заметили, что во многих сетевых магазинах стало не протолкнуться, но не из-за толп народа, а из-за расставленных по торговым залам паллет с товаром. Еще одна новация – магазины стали тесниться, предоставляя свои помещения кафе и магазинчикам с ходовым товаром.

Розница осознает, что экономическая ситуация стала вызовом для нее. Одна из стратегий – узкая специализация. Например, торговый центр «Горбушкин двор» подсчитал, что 12% покупателей интересуется товарами для увлечений. «Наше исследование показало, что 53% из этих людей стараются найти редкие вещи, которые сложно найти онлайн: гаджеты и изделия лимитированных серий, коллекционные издания комиксов и игр, редкие диски», – сказала «НГ» директор по маркетингу «Горбушкина двора» Венера Хамидулина.

Эксперты в один голос отмечают огромное значение цифровых технологий в борьбе за покупателя. «Даже гиганты розничной торговли активно уходят в Сеть. Благодаря этому издержки ниже, а доступность товаров выше, – говорит Анна Вовк. – Но пока дело осложняется тем, что в России нет развитых агрегаторов вроде eBay, AliExpress или Amazon». В то время как в Госдуме рассматривают законопроект, регулирующий деятельность торговых агрегаторов, ретейлеры готовятся к работе на международном уровне: недавно одна из крупных российских сетей пригласила на работу менеджера из Amazon.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

Ольга Соловьева

В РФ сохраняется экономический рост на фоне замедления кредитования

0
3018
В Венесуэле предстоят выборы в условиях жесточайшего кризиса

В Венесуэле предстоят выборы в условиях жесточайшего кризиса

Дмитрий Морозов

Мадуро срочно ищет деньги и способ избежать протестного голосования

0
2727
Искусственный интеллект будет бороться с ростом цен

Искусственный интеллект будет бороться с ростом цен

Анастасия Башкатова

Переход от "экономики дефицита" к "экономике изобилия" зависит от вычислительных мощностей

0
2537
Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.03.24

0
4275

Другие новости