0
3228
Газета Экономика Печатная версия

15.09.2019 19:51:00

Нацпроекты признаны несостоятельными

Ускорение экономического роста оказалось под угрозой срыва

Тэги: нацпроекты, финансовый форум, кудрин, мнение


нацпроекты, финансовый форум, кудрин, мнение Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин не увидел поводов для прорывного развития. Фото РИА Новости

Руководству страны, возможно, скоро придется отказаться от реализации нацпроектов – по крайней мере в их текущем виде. Такое предположение делают эксперты по итогам Московского финансового форума. Некоторые участники форума – соратники президента – указали на несостоятельность нацпроектов, отсутствие в экономической команде консенсуса и предупредили, что прорыва не будет. В правительстве с критикой не согласились, но противопоставить ей нечего. Пока продолжаются подготовительные работы: несколько дней назад правительство утвердило «фирменный стиль» логотипов.

Национальные проекты два дня подряд вызывали оживленные дискуссии на Московском финансовом форуме, сообщил официальный портал, посвященный нацпроектам, futurerussia. gov.ru. 

И такие дискуссии все больше наводили на мысль о полной несостоятельности нацпроектов, работа над которыми идет уже второй год.

«Эти нацпроекты являются скорее планами эволюционного развития, а не прорывного. В них не заложено достаточных мер для экономического рывка, – заявил председатель Счетной палаты (СП) Алексей Кудрин. – По оценке разных институтов, исполнение нацпроектов добавляет к экономическому росту от 0,1 до 0,6 процентных пункта к ВВП. Но это не тот рывок, который позволит добиться 3%». По оценкам СП, темпы роста в 2019 году максимум будут около 1%. «На следующий год Минэкономразвития предлагает 1,7%. Наш прогноз – от 1 до 1,3%», – сказал Кудрин.

Кудрин напомнил, что на реализацию нацпроектов за шесть лет планируется выделить 25,7 трлн руб., в том числе 13 трлн руб. из федерального бюджета. «Много это или мало в номинальном выражении? В среднем это около 10% федерального бюджета, если ежегодные расходы смотреть. При этом, например, на программу здравоохранения на шесть лет предусмотрено 1,7 трлн руб. Это примерно 6% от суммы, которую планируется выделить на исполнение нацпроектов. И за счет 6% мы хотим поднять уровень здравоохранения на новую планку? Не получится», – считает глава СП.

Как пояснил Кудрин, для прорыва нужны структурные меры, включая бюджетный маневр в сторону социальных расходов, повышение роли регионов, увеличение доли частного сектора. Хотя стоит напомнить: одну структурную реформу, ранее активно лоббируемую Кудриным, страна все же провела – пенсионную. И неоднозначный эффект от нее еще только предстоит оценить.

Глава «Роснано» Анатолий Чубайс сравнил управление экономикой с вождением автомобиля. «Есть две педали: одна – газ, другая – тормоз. Как мы с вами понимаем, нужны и та, и другая. Педаль газа – экономика, первый вице-премьер (Антон Силуанов. – «НГ»), педаль тормоза – правоохранительная система. И то, и другое – важнейшие необходимые элементы для управления любой сложной системой, – сказал Чубайс. – Мы сегодня ухитрились на обе педали нажать так, что кости трещат». И результат такой политики – «роста нет», сообщил Чубайс. «Нужно что-то делать с педалью, которая называется правоохранительная система», – призвал он. 

Хотя, уточним, и сама политика Минфина тоже может быть отнесена к факторам торможения.

«Макроэкономика – это не только сбалансированный бюджет, макроэкономика – это в первую очередь те цифры экономического роста, это темпы роста инвестиций, темпы роста доходов населения и т.д. А все-таки у нас там не все хорошо, – сообщил глава Сбербанка Герман Греф. – Очень качественная политика Минфина в части бюджетной сбалансированности... не вызывает сомнений. Проблема в том, что у нас Минфин занимается выработкой экономической политики».

По мнению Грефа, «национальные проекты не дадут искомого результата в силу не до конца качественного их структурирования и из-за того, что там нет каких-то гигантских ресурсов». «Это миф, нет таких гигантских ресурсов, которые мы вбрасываем. Мы увеличиваем, но этого недостаточно и это исходные данные, нельзя этими параметрами дальше кого-то проломить», – уточнил он. Если же резюмировать, то в целом проблема российского подхода к управлению экономикой состоит в том, что «нет бизнес-модели экономического роста». «У нас нет консенсуса, что надо делать. Если нет консенсуса, что нужно делать, вопрос «как» не стоит в повестке дня», – добавил Греф.

Что можно противопоставить такой критике нацпроектов и в целом экономического управления в стране? Конкретные результаты. Или, если их пока нет, эмоции и прогнозы, в которые остается только поверить.

Например, на слова Грефа, что «никогда ни в одной компании не позволят себе финансового директора назначить ответственным за новую стратегию, за ее выполнение, ведь очевидно, что это прямое противоречие», глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров парировал: «Ни одна компания не назначит ответственным за экономический рост того, кто в него не верит». А Силуанов уточнил, что, по прогнозу Минфина, российская экономика вырастет в 2020 году на 2%. Министр добавил, что «денег мало не бывает», и важнее не их количество, а умение ими правильно распорядиться. «Зачастую те деньги, которые у нас есть, могли бы дать больший эффект», – сказал он.

Чем еще может отчитаться сейчас правительство? Что, спустя примерно полтора года после подписания нового майского указа президента, можно оценить по достоинству уже в этом году? Разве что «единый фирменный стиль» логотипов для 12 нацпроектов и Комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры.

«Выбранный правительством вариант стиля выполнен в гамме, отсылающей к цветам российского флага. Общий логотип нацпроектов представляет собой символ, обозначающий единство трех направлений национальных целей развития, на основе которых были сформулированы нацпроекты: человеческий капитал, комфортная среда для жизни и экономический рост. Логотипы каждого из нацпроектов лаконичны, динамичны и отражают их основные задачи», – читаем в новостях портала futurerussia.gov.ru.

А в остальном – перспективы пока не утешительные, потому что даже 2% роста по итогам следующего года – это тоже не те темпы, которых на протяжении последних примерно пяти лет требует добиться президент Владимир Путин. 

Ускоренная индексация пенсий неработающих пенсионеров, внедрение новых детских пособий и т.п. – позитивные меры, но, несмотря на них, рост реальных располагаемых доходов населения не превысит 2,5% в год. И, судя по прогнозам Минэкономразвития, реальные располагаемые доходы населения вернутся на докризисный уровень 2013 года лишь к концу 2023-го. Что тоже трудно назвать прорывом, это лишь восстановление утраченных позиций.

Произошедшее на Московском финансовом форуме политолог Сергей Марков назвал не иначе, как «грандиозным скандалом вокруг финансово-экономического блока правительства РФ» и «нарастающим хаосом в элите». «Ключевые члены экономической команды Путина – Греф и Кудрин – заявили, что национальные проекты – это пустышка, – прокомментировал ситуацию на своей странице в Facebook Марков. – Первый вице-премьер Силуанов вяло отбивался. Но серьезных аргументов не приводил. Эта атака… оказалась очень неожиданной. Что это значит?»

«Ясно, что единства в экономической команде нет. Есть раскол. Ясно, что никакой внятной стратегии финансово-экономического блока правительства по экономическому росту нет. Ясно, что этот спор приведет к росту недоверия к власти и у бизнеса, и у населения… Не ясно, как Путин прореагирует на отрицание главными своими экономистами главной экономической стратегии своего правительства. Пересмотрит нацпроекты? Сменит финансово-экономический блок? Заставит замолчать Кудрина и Грефа? Всех пожурит и ничего не изменит? Не ясно, приведет ли это к смене экономического курса правительства», – рассуждает Марков.

При этом вопрос о том, есть ли у нацпроектов убедительная альтернатива, тоже остался открыт. «Перед нами классический пример российской дискуссии: обоснованная критика и гораздо менее проработанные позитивные предложения», – считает доцент Российского экономического университета (РЭУ) Александр Тимофеев.

«Очевидно, что нацпроекты должны послужить толчком к развитию, но сами по себе они могут создать лишь каркас новой экономики, – поясняет доцент РЭУ Михаил Хачатурян. – Следующим этапом должен идти бизнес, который очень неохотно вкладывается в экономику из-за отсутствия достаточных налоговых, финансовых и иных стимулов». «Нацпроекты в большей степени стали ассоциироваться с идеей. А идеи – это вовсе не то же самое, что твердые госгарантии», – обращает внимание гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. 

«Высказывания «оппонентов» нацелены на то, чтобы сформировать общественное мнение: Что в целом во власти есть люди, не согласные с целями и способами реализации нацпроектов, но по факту от слов к делу дальше не пойдет, – полагает эксперт IFC Markets Дмитрий Лукашов. – Власть намекает, что проекты не есть панацея от «болезни экономики», но документы приняты, а значит, пока это курс власти. Если цели достигнуты не будут, всегда можно вспомнить про Кудрина и прочих оппонентов».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Счетной палате назвали неэффективной господдержку Северного Кавказа

В Счетной палате назвали неэффективной господдержку Северного Кавказа

  

0
147
Минск послал Москве противоречивые сигналы

Минск послал Москве противоречивые сигналы

Антон Ходасевич

Белоруссия выйдет из Союзного государства при соответствующем социальном заказе

0
7581
Кудрин устроил большую чистку госпрограмм

Кудрин устроил большую чистку госпрограмм

Михаил Сергеев

Целевые показатели не достигаются не только в жизни, но и на бумаге

0
2874
Планы правительства преследует злой рок

Планы правительства преследует злой рок

Ольга Соловьева

По направлениям национальных проектов идет не улучшение, а ухудшение

0
2503

Другие новости

Загрузка...
24smi.org