1
3749
Газета Экономика Печатная версия

23.01.2020 20:25:00

Украина позвала варягов на "железку"

Ответственность за магистрали страны Киев хочет передать Берлину

Тэги: железная дорога, украина, управление, фрг


железная дорога, украина, управление, фрг Фото сайта uz.gov.ua

Опыт управления крупными инфраструктурными проектами в постсоветских странах, возможно, пополнится новым кейсом после того, как в феврале украинские и немецкие государственные железные дороги подпишут договор о сотрудничестве. Судя по анонсам от украинского правительства, речь идет о передаче в управление немцам на 10 лет всей железнодорожной сети Незалежной. Эксперты «НГ» считают, что для Украины это может быть весьма полезным опытом с учетом незавидного положения ее железнодорожного хозяйства. Для России опыт передачи иностранцам управления над проблемными сферами экономики также может быть интересен.

Киев готов передать свои железные дороги в управление на 10 лет крупнейшему железнодорожному оператору Германии Deutsche Bahn, заявил на Международном экономическом форуме в Давосе премьер-министр Украины Алексей Гончарук. Он подчеркнул, что немецкие специалисты будут работать над реформированием управленческих механизмов предприятия.

Комментарий с немецкой стороны несколько сдержанней. «Иженерно-консалтинговая компания DB Engineering & Consulting, входящая в Deutsche Bahn и занимающаяся проектами в области инфраструктуры, мобильности и транспорта, будет поддерживать и консультировать Украинскую железную дорогу по предпринимательским и техническим вопросам – заявила в четверг представитель пресс-службы немецкой компании. По ее словам, в начале февраля 2020 года меморандум о намерениях подпишут в Киеве представитель правления DB по вопросам инфраструктуры Рональд Пофалла и представители украинского правительства.

Украинские СМИ отмечают слова Гончарука о том, что это экосистемное решение, которое должно показать, что Украина беспрецедентно открыта. «Мы связываем с этим очень важным решением не только долю инфраструктурной единицы. Это экосистемное решение, которое должно показать, что Украина беспрецедентно открыта», – сказал он в Давосе.

По его словам, хотя официальные документы еще должны быть подписаны, но политическое решение по этому вопросу уже принято. По словам Гончарука, сотрудничество не предусматривает потерю контроля государства над компанией, поскольку немецкие специалисты будут работать над реформированием управленческих механизмов «Укрзализныци».

Распоряжение кабинету министров до конца 2019 года подготовить план реструктуризации «Укрзализныци» с целью повышения прозрачности и эффективности ее деятельности дал в начале сентября прошлого года президент Украины Владимир Зеленский.

Deutsche Bahn – это акционерное общество со 100-процентным государственным участием. Концерн был образован в 1994 году путем слияния двух железнодорожных операторов – западно- и восточногерманского. Сейчас является одним из крупнейших железнодорожных концернов в Европе, располагая сетью дорог в 33,5 тыс. км.

100% акций «Укрзализныци» принадлежат государству. Оборот компании – свыше 4 млрд долл. Она входит в перечень госпредприятий, которые не подлежат приватизации. При этом из семи членов правления компании четверо – иностранцы.

Украинская железная дорога обеспечивает 82% грузовых и около 50% пассажирских перевозок. По объемам грузоперевозок она занимает четвертое место на Евроазиатском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России и Индии. Протяженность дорог – 24,1 тыс. км.

При этом железные дороги Украины находятся в плачевном состоянии. От 80 до 90% тяги и вагонов находятся в неудовлетворительном состоянии, а из-за изношенности полотна поездам приходится на многих участках снижать скорость. Только в последние годы ситуация стала несколько выправляться. Из самых ярких событий последних лет – прибытие одного американского тепловоза. С General Electric заключено рамочное соглашение на сумму 1 млрд долл., по которому в течение 15 лет надеются модернизировать 75 локомотивов и поставить до 225 локомотивов GE. Комментаторы в украинских блогах разошлись во мнениях относительно блага для украинской компании от сотрудничества с немцами. «В 1941 году немцам не удалось взять контроль над железной дорогой, через 75 лет добились своего», – пишут злопыхатели. Доброжелатели же считают, что немцы смогут навести порядок не хуже, чем в самой Германии. А некоторые даже предлагают перенести этот опыт и на другие отрасли.

«Опыт управления железнодорожной инфраструктурой иностранцами в мире есть, лидерами в этом вопросе являются как раз немецкие и испанские компании, которые могут привлекать крупные инвестиции, – сказал «НГ» акционер инжиниринговой компании 2kaudit Иван Андриевский. – Им в управление передают и вокзалы, которые являются крупными транспортными узлами и большим торговым бизнесом».

Для Украины, у которой железные дороги, мягко говоря, не в удовлетворительном состоянии, это хорошая идея, считает эксперт. «Немцы привнесут больше порядка. С ними, конечно, придется делиться доходами, но зато сумма доходов благодаря им будет больше», – говорит он.

Что касается России, то привлечение иностранных компаний именно для управления какими-то объектами, на мой взгляд, сейчас сомнительно и скорее неактуально, считает Андриевский. «РЖД вполне справляются самостоятельно, к тому же у отечественного бизнеса есть большая заинтересованность в таких проектах, например, что касается управления вокзалами и привокзальными территориями, особенно при новом строительстве», – говорит он.

«Такое сотрудничество может улучшить работу одного из важных секторов транспортной отрасли, увеличить операционные результаты, уменьшить расходы, в том числе бюджетных средств. Кроме того, это может делаться для развития сети железных дорог страны, их модернизации и технического перевооружения, внедрения новых стандартов работы. Наконец, это позволит улучшить взаимодействие с европейскими железными дорогами в целом, а не только с немецкими железными дорогами, – пояснил «НГ» ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

По мнению эксперта, и для РФ такая форма взаимодействия может быть интересна, особенно в тех сферах, где иностранные государства находятся впереди. «Например, в вопросе обращения с различными отходами – от бытовых до промышленных, их утилизации и вторичного использования, сокращения вредных выбросов. Также интерес может представлять сотрудничество с другими странами в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, увеличения их срока службы между ремонтами, уменьшения аварийности», – говорит Баранов.

По его мнению, передача в управление зарубежной компании социальных объектов, например здравоохранения, в каком-либо регионе – весьма дискуссионный вопрос. «Однозначного ответа на такой вопрос нет. Как потому, что и в отечественном, например, здравоохранении есть выдающиеся успехи и уникальные специалисты, так и потому, что непонятно, как сможет работать иностранная компания в российском правовом поле, сочетать свои методы с отечественными стандартами, возможностями населения, его отношениями к медицине, – говорит Баранов. – Возможно, стоит попробовать внедрить такое сотрудничество сначала в небольшом объеме, причем в тех направлениях здравоохранения, где иностранные компании являются бесспорными лидерами, а затем расширять его в другие регионы с учетом отношения населения к опыту взаимодействия с иностранными компаниями. Если этот опыт будет положительным, тогда стоит подумать о расширении такого сотрудничества». 

Продолжение темы 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Немецкий выбор в отношении России еще только предстоит сделать

Немецкий выбор в отношении России еще только предстоит сделать

Федеральное голосование 2021 года определит, как в Германии понимают политику разрядки

0
2279
Украинцы не хотят принимать прилетевших из Китая сограждан

Украинцы не хотят принимать прилетевших из Китая сограждан

Татьяна Ивженко

Население перекрывает дороги и строит блокпосты

0
2407
В схватку за лидерство в ХДС вступает "ястреб"

В схватку за лидерство в ХДС вступает "ястреб"

Олег Никифоров

Возглавить крупнейшую в Германии партию может критик Москвы

0
1703
Тогда я остаюсь

Тогда я остаюсь

Сергей Шулаков

Судьба новомученика на фоне ХХ века

0
360

Другие новости

Загрузка...
24smi.org