0
588
Газета Стиль жизни Печатная версия

07.07.2025 18:17:00

Чудеса и открытия мира кукол

От марионетки из кости мамонта до мишек Тедди и Барби

Елена Недошивина

Об авторе: Елена Вячеславовна Недошивина – кукольник, путешественник.

Тэги: кукольный театр, типология куклы


123-8-1480.jpg
Фарфоровые красавицы раньше являлись
своеобразным модным журналом.
Фото автора
Весь день я провела в столярной мастерской. Пилила, резала, шкурила. Работала над марионеткой. В этот раз делала Каштанку. Каштанка – главная героиня. Поэтому она должна уметь делать все: умильно склонять голову набок, потряхивать ушами, вставать на задние лапы, вилять хвостом, конечно же, лаять. Работа предстоит еще долгая. Но на сегодня все. Вышла из театра. Солнце. Люди спешат. Мимо проходит девочка, на поводке – маленькая прихрамывающая собачонка. Непроизвольно первой мыслью – ногу неправильно подвязали, петлю надо передвинуть сантиметра на три, и хромота пройдет...

К театру не простому, кукольному, у меня есть своя непроторенная тропинка. Свернувшего на этот путь ждут чудеса и открытия. И как бы ни петляла эта дорожка, а все равно она приведет вас в детство.

Если верить мифам разных народов, то кукла появилась даже раньше человека. Но наука привыкла не верить – знать. И в нашем случае науке известно, когда появилась и легла в культурный слой цивилизации первая материальная кукла. Примерная цифра, которую называют ученые, невероятна – цифру, которую и умом-то представить невозможно, 35 тыс. лет тому назад! Это была кукла из кости мамонта с подвижными сочленениями, а это же почти марионетка, и нашли ее в чешском захоронении «Брно-2».

Но мне интереснее понять другое, когда кукла стала игрушкой. Куклы-обереги, куклы-фетиши, появившиеся у племени, выполняли религиозные функции во благо всего племени. И уже после, когда племя сумело отгородиться от опасности дремучих лесов, когда плоды цивилизации стали осязаемы и полновесны, у детей человечества появился досуг, и именно тогда, думаю, появились и первые куклы-игрушки. По моим наблюдениям, время детства у человечества все увеличивается. Не знаю, хорошо это или плохо. Это отчетливо просматривается как раз на примере кукол. Раньше маленькие девочки играли и любовались куклами-дамами, теперь уже взрослые женщины носят платья с мишками Тедди, сумки с розовыми Барби и брелоками с куклами Хагги Вагги.

Типология куклы обширна. Остановимся на театральной и салонной кукле. Расцвет кукол-игрушек для взрослых пришелся на рубеж XV–XVI веков, эпоха Возрождения коснулась своим крылом и кукол. Именно тогда их начали драпировать тканями и одевать в тряпочные одежды. Эклектика композита и бархата, лака и матового дерева, кружев и кожи рождает ощущение реальности нереального, ворожбу. В природе только человек миксует в своем образе эти фактуры.

Какие чудеса не изобретали талантливейшие кукольных дел мастера! Например, восковая кукла. Для ее создания использовался пчелиный воск с дополнениями, а человеческие волосы вживлялись в маленькие головки горячими шильцами. Матовая фактура воска делала кукол приятными и теплыми на ощупь и живыми по цвету. Над эксклюзивными восковыми куклами работали до 70 человек! Правда, хранить их и ухаживать за ними было нелегко. Солнечный свет и огонь камина были самоубийством для маленьких леди.

Или куклы-автоматы. Помимо уникального художественного образа они обладали и чудо-инженерной начинкой (это роднит их с театральными куклами). Эти куклы были ораторами, играли в шахматы, а механический мальчик работы часового мастера Пьера Жака Дро произвел в свое время настоящий фурор. Мальчик сидел за письменным столом, обмакивал перо в тушь, стряхивал лишние чернила, а потом писал и рисовал. Так же создавали и механических наложниц, которые являлись прапрабабушками современных силиконовых кукол. Их даже снабжали всевозможными инженерными предохранителями от посягательств посторонних мужчин.

Вскоре появились и фарфоровые красавицы. Царицы и принцессы промышленной отрасли – дамы-пандоры. Лица их отливали из фарфора или бисквита. Фактура бисквита придавала куклам благородную бледность, элегантность, томность и утонченность, превращая их в изысканные произведения искусства. Ноги отливали из композитного материала и украшали модными ботиночками на шнуровке. Парички этим изысканным дамам постижеры делали из мохера или из человеческих волос. Они же завивали и укладывали парики и для настоящих, из плоти и крови, дам. Одежду шили из модных тканей белошвейки и модистки по уменьшенным модным лекалам того времени. Кроме функции игрушек они еще несли на своих фарфоровых плечиках и груз просвещения. Их отправляли в другие страны из Парижа, и все дамы мира знали, что и как надо носить сейчас. Своеобразный и очень дорогой модный журнал.

Пока эти куклы не стали антикварными ценностями, их дарили и детям. Сколько тайн было нашептано в их фарфоровые ушки маленькими барышнями. Туго набитые опилками лайковые тельца хранили и другие тайны, начиная от завещаний и любовных записок и заканчивая фамильными драгоценностями. Это со временем превратило их в безусловно не бездушный предмет.

Когда я была маленькой, я все время мечтала о каком нибудь пространстве, куда могу поселить свой мир. Смешной, наивный, нерациональный, свой. И на создание этого мира уходили килограммы пластилина, мотки ниток и проволоки, лоскутки тряпочек и даже настоящие деньги.

123-8-2480.jpg
Работа над марионеткой для спектакля
занимает не один день.
Фото из архива автора
Первая игра была в «пугобки». Мама доставала жестяную коробку и высыпала оттуда горстями богатства! Пуговицы! Разного достоинства и чинов. Были там даже королевишны с принцами – это самые красивые пуговицы от шуб и демисезонных пальто. Очень любила играть с помпонами. И даже умела их делать, наматывая дефицитную тогда шерсть на картонные колечки. Помпоны были заменой мягкой игрушки. Это сейчас не успеет малыш подумать о тактильном удовольствии, как ему всех мастей зверики.

Из пластилина я лепила деревушки с ярмарками, но мне важна была не внешняя сторона. Поэтому крыши домиков поднимались, а там были и столы, и печка, и лавки. На торжище можно было приподнять крышку бочки, а в ней обнаружить огурцы. Если на прилавке лежали яблоки, то их можно было взять поштучно.

Потом я стала делать книжки. Где обложка была дверью в квартиру. Перелистывая ее, можно было попасть в ванную, кухню, прихожую. Шкафы открывались, и в зависимости от принадлежности многоуважаемого шкафа там покоились либо чашки с сахарницей и вазочкой с конфетами, либо нарядные платья для бумажной куклы. Там даже был портрет Ленина, вырезанный из сэкономленных родителями 10 рублей, за что я потом отстояла повинность в углу.

Скоро пришло время и моей первой куклы. Дореволюционная соседка по коммунальной квартире подарила старинную шкатулку. Она была с коваными уголками и замочком, тесненой кожи снаружи, а изнутри ее обтягивала тонкая стеганая лайка. Нутро этой шкатулки жаждало принять мой мир. Там появились кровать, пианино, стулья и прочая, так необходимая в новом мире мелочь. Не хватало только жилички, альтер эго. Дня три я крутила проволоку, наматывала нитки, сдабривая их клеем, потом под страхом смертной казни отрезала чуть ли не из середины крепдешинового отреза синий лоскут в горошек для нарядного платья. И вуаля – новая жительница моего мира готова! С тех пор я и влюбилась в куклы.

Потом я росла, жила, работала, но мысль о куклах меня не оставляла. Правда, спустя время я к ним вернулась. И это отдельная история. 

 


Другие новости