0
1429
Газета От редакции Интернет-версия

26.02.2013 00:00:00

Гражданская, но не политическая победа

Тэги: депутаты, чиновники, коррупция, навальный


То обстоятельство, что Владимир Пехтин и еще два единоросса сложили с себя полномочия депутатов Государственной Думы, оппозиционно настроенная общественность восприняла как победу Алексея Навального. Именно он обвинил Пехтина в сокрытии недвижимости в Майами, опубликовав в Сети соответствующие документы, и депутат (а кроме того, экс-глава думского комитета по этике) решил отказаться от мандата, не дожидаясь результатов разбирательства. Когда скандал только начинал разгораться, мало кто ожидал, что «Единая Россия» захочет сдать своих, позволив тем самым Навальному набрать очки, сделав ему политическую биографию. Тем не менее Пехтин Думу покинул, а следом парламентарии с подачи президента запретили себе иметь счета за рубежом.

Навальный сделал то, что когда-то принесло ему известность и популярность в Сети и оппозиционных кругах и что он, пожалуй, умеет лучше многих: публиковать информацию, задавать вопросы, врываться в повестку дня и менять ее. В развитых демократиях эти функции зачастую выполняет пресса как важнейший институт гражданского общества. Одно журналистское расследование может стоить любому политику карьеры.

Политический класс не может полностью игнорировать Сеть, таковы реалии XXI века. Публикация и распространение данных о доходах, имуществе, коммерческой деятельности депутатов, принуждение их к ответу на непростые вопросы – все это на руку обществу. Оно тем самым добивается прозрачности от системы власти и контролирует ее. Алексей Навальный и его команда могут выступать как агенты гражданского общества. Проблемой является лишь то, что их деятельность не институционализирована, а значит, и системность, регулярность ее успехов оказывается под вопросом. «Казус Пехтина» вполне может быть локальным, а механизм может не сработать в аналогичной ситуации с депутатом А, сенатором Б, министром В.

Другая проблема (и это проблема оппозиции в первую очередь) заключается в том, что Алексею Навальному затруднительно конвертировать конкретный случай воздействия на власть в активный политический капитал. У него нет партии, которая воспринималась бы весомой в электоральном смысле слова частью общества как реальная и сильная альтернатива «Единой России». Если бы в ближайшее время в России проходили, например, парламентские выборы, Навальный и его разоблачения в лучшем случае помогли бы думской оппозиции, которая, в отличие от новых партий и несистемных противников власти, обладает структурой, делающей конкуренцию возможной. Мы наблюдали за этим во время прошлых выборов, когда эсэры стали главными бенефициарами сетевой кампании против ЕР.

Если целью оппозиции является разрушение действующей системы через дискредитацию ее представителей и институтов, а затем выстраивание новой системы на зачищенной площадке, то реализация этой стратегии упирается в вышеуказанную несистематичность работы механизмов гражданского общества. Эффективные и полностью независимые от власти инструменты контроля практически отсутствуют, а оценить и предугадать, какие факторы обеспечат успех репутационной атаки, а какие – нет, подчас попросту невозможно.

В условиях доминирования одной политической партии, которая никогда не проигрывает, дискредитация ее членов может привести к дискредитации всего политического класса, профессии политика как таковой. Если политику не удастся перевести в режим борьбы репутаций, если базовое убеждение избирателя будет формулироваться как «все политики все равно врут», тому же Навальному будет весьма затруднительно воспользоваться имиджевыми потерями «Единой России» и набрать очки самому.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1171
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
826
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
398
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
558

Другие новости