0
6911
Газета Образование Печатная версия

10.03.2006 00:00:00

Функциональная неграмотность – чума ХХI века

Татьяна Жукова

Об авторе: Татьяна Дмитриевна Жукова - президент Ассоциации школьных библиотек России

Тэги: образование, неграмотность, чтение


Функциональную неграмотность называют чумой XXI века, именно она – причина всех техногенных катастроф и аварий. И слишком дорого обходится человечеству это простое неумение читать инструкции, понимать прочитанное. Если до 10 лет ребенка не научили читать (речь, конечно, идет не о скорости чтения, а о качестве этого процесса), то дальше ему придется зубрить все предметы подряд. Кстати, именно качество чтения проверяет Международная программа по оценке образовательных достижений (Исследования ПИЗА). И именно наши школьники уже второй раз демонстрируют самые низкие результаты среди развитых стран мира. В чем причина?

Причин много, основных – две. Была разрушена система дошкольного образования. С начала 90-х были закрыты детские сады (в основном, ведомственные). С работой по подготовке детей к школе и чтению не справились родители, которые, кстати, и не могли это сделать профессионально. Ну и, конечно же, причина в медленном умирании школьных библиотек. Поразительно, но даже понятия «школьная библиотека» нет в нашем законе об образовании. В Японии, например, с 1958 года действует закон о школьных библиотеках. Есть там и закон о поощрении детского чтения. У нас ничего такого нет┘ Будущее глобальное общество – прежде всего не информационное общество, а правильней бы его назвать «обществом знаний». Меняется парадигма в образовании, идет переход с образования на всю жизнь, на образование всю жизнь. И в этом контексте библиотека занимает во все мире особое место. Совсем недавно вышел перевод на русский язык книги Р.Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». В перечне суперкреативных профессий XXI века там названа и профессия библиотекаря. Почему? Девизом нового информационного века объявляется интеллектуальная конкурентоспособность.. В информационном обществе XXI века более половины рабочего времени будет уходить на хранение, обработку и передачу информации. А это уже – родовые качества библиотекаря. И в школе этому сегодня не учат.

Именно поэтому ЮНЕСКО считает, что фундаментом нового общества знаний должны стать школьные и публичные библиотеки. Школьная библиотека – это генератор, катализатор, создатель инновационной образовательной среды, необходимой для творческого развития ребенка и инноваций учителя. Что касается личных библиотек, у нас треть россиян, по оценкам социологов, не имеет собственной библиотеки вообще, еще одна треть имеет только до 100 книг. Можно представить себе, в какой книжной среде живут наши дети. Уже многие годы не комплектовались основные фонды школьных библиотек. Много внимания уделялось учебному фонду, потому что за годы перестройки учебники менялись очень часто. А вот художественной литературой библиотеки практически не пополнялись. Почему было качественное образование до революции? Потому что жила традиция – стыдно было учиться только по учебникам. Очень много читали. Для этого были уникальные фонды школьных библиотек. Это утеряно сегодня нами, но многие страны это подхватили и успешно развивают. Например, Южная Корея сделала прорыв в образовании. Там общественные организации, опираясь на инициативу родителей, смогли изменить отношение общества к школьным библиотекам. Добились открытия специального департамента в Министерстве образования и развития человеческих ресурсов и финансирования пятилетней программы развития школьных библиотек.

Многие считают, что компьютер сегодня вытесняет книгу и чтение. На самом деле происходит смена моделей чтения, и, как говорят специалисты, идет новая революция письменной речи, когда любой профессионал, работающий на компьютере, должен уметь одновременно и читать большие массивы информации, и писать, создавая новую информацию и новые знания. А это требует особых навыков и культуры чтения. Поэтому качество чтения во всем мире сегодня связывается с будущим успехом каждого в отдельности и общества в целом. И что мы видим сегодня? Объявлены приоритетные национальные проекты, в том числе и в образовании. Школьный библиотекарь опять выпал из поля зрения. Значит, на это место придет непрофессионал. А это серьезно скажется на качестве образовательного процесса в школе. Во всем мире школьный библиотекарь – это информационный лидер школы, формирующий информационную культуру учителей и учащихся. А о каком инновационном развитии России при этом можно будет говорить! Зачем тратить миллионы на многократную переподготовку учителей и при этом даже не подумать о переподготовке библиотекарей.

Сегодня прослеживается тенденция к сокращению перечня федерального списка учебников. Как говорил писатель С.Т. Аксаков, кстати, творчеством которого восхищался сам Л.Н. Толстой: «Пусть я и второстепенный писатель, но мой кирпичик уже лежит в фундаменте того, что создаст великого писателя┘» Так и учебников не может быть мало. До революции их было множество, и никто не думал их запрещать или не издавать. «Это может стеснить учителя в свободном выборе учебников», а значит скажется на его творчестве. Представьте только, сельской учительнице XIX века разрешалось открыть при школе киоск по продаже книг. А сам великий Толстой предлагал своим друзьям-писателям поддерживать чтение народа и бульварные романы переписывать и править.

Мне очень нравится, как заострили эту проблему в Великобритании. Первое, что сделали, это – сформулировали национальную идею поддержки чтения. Объявление об этом сделали во время трансляции популярного сериала, когда у экранов собралась огромная аудитория. При реализации идеи были задействованы не только огромные государственные ресурсы, но и деньги частного бизнеса. Что-то срочно нужно делать и нам... Пока не стало поздно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Андрей Ваганов

Высокие технологии в России рассматриваются прежде всего в плане создания новых типов вооружений

0
206
Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

0
98
Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

0
501
Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

0
108

Другие новости

Загрузка...
24smi.org