0
796
Газета Образование Печатная версия

14.07.2010

Дикий рынок отступает

Тэги: снг, образование


Научно-техническое и инновационное развитие государств – участников СНГ и перспективы дальнейшего углубления интеграционного взаимодействия обсудили министры образования стран СНГ в Москве. Напомним, что, по оценкам ВТО, емкость мирового рынка образовательных услуг оценивается в 90 млрд. долл. США. Всего в мире насчитывается свыше 3 млн. студентов, которые обучаются в системе высшего образования других стран.

Удельный вес иностранных граждан, обучающихся в вузах РФ, составляет сегодня примерно 3% от общемировой численности иностранного студенческого контингента. В США такой показатель находится на уровне 22%, в Великобритании – 11%, Германии – 9%, Франции – 10%.

Россия занимает среди ведущих стран мира, осуществляющих подготовку специалистов из-за рубежа, 8-е место после США, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Японии и Китая. Более чем в 150 странах мира работают около 1 млн. иностранных выпускников российских учебных заведений. 70% из них окончили учебные учреждения РФ. Сегодня иностранные граждане проходят обучение в 790 вузах на территории РФ.

Другое направление – обучение в филиалах российских вузов за рубежом. Сейчас действует 42 таких филиала. Особое место отводится российско-национальным университетам совместного ведения, открытым в Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане. Одно из важных направлений по поддержке экспорта образовательных услуг – работа по признанию и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях. За последнее время подготовлены и находятся в стадии согласования проекты межправительственных соглашений с Египтом, Индией, Македонией, Перу, Сербией. Прорабатываются проекты многосторонних международных договоров с государствами – участниками СНГ и государствами ШОС. В прошлом году подписаны соглашения в этой области с Италией, Туркменистаном, в начале 2010 года с Кубой, Венесуэлой, Вьетнамом.

Продвижение в русле Болонского процесса и вступление в ВТО обострит конкуренцию на образовательном поле. Поэтому РФ сейчас важно не потерять уже завоеванные позиции в странах СНГ. По признанию самих участников встречи в Москве, интерес к модернизации в РФ растет. В том числе к изменениям, проходящим внутри системы. К упорядочению системы иерархии вузов, к национальным проектам, к появлению новых типов высших школ (федеральные и научно-исследовательские университеты), образовательных центров, научно-инновационных комплексов. В общем, дикий рынок отступает.

Кстати, он в той или иной степени был у всех стран СНГ. Правда, кто-то, как Белоруссия например, не открывал шлюзы для частных вузов и не озабочен сегодня темой закрытия «псевдовузов». А кто и, как Казахстан, хорошо помнит тот невеселый период, когда работодатели, приглашая на работу выпускников вузов, писали в объявлениях: «Выпускникам таких-то вузов – просьба не беспокоиться». Миновав болезни роста, страны СНГ готовы теперь думать о совместном инновационном пути развития.

Вместе с тем не обошлось на заседании и без критики. Новый министр образования Украины Виктор Мунтиян покритиковал образовательную реформу РФ, напомнив, что если прорыв лидеров случится, а другие остановятся в своем развитии, то плохо придется всей системе. И напомнил о нищенском бюджете на науку и образование в РФ и Украине, сравнив их с бюджетами развитых стран. На это министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко всерьез заметил, что чем беднее страна, тем более она склонна к инновациям. В смысле, не голодная страна, а не совсем сытая. Но все-таки пригласил министра Украины вместе с собой пойти на встречу с министром финансов, чтобы быть более убедительными в спорах за бюджет.

Почему именно сегодня стало возможным оживление сотрудничества со странами СНГ уже второй раз только за последние полгода – спросила обозреватель «НГ» Лаззат Кусаинову, зампредседателя комитета науки МОН Казахстана. «Интенсивнее диалог пошел после того, как страны отстроили свои национальные системы образования, преодолели внутренние противоречия в национальных системах, а рыночная экономика создала конкурентную среду для развития высшей школы», – последовал ответ.

Что же касается заявленной темы инноваций, то здесь, уверена Лаззат Кусаинова, конечно же, нужно объединение усилий ученых стран, тогда и прорыв будет осуществлен быстрее. И нужно не забывать о двухстороннем посыле. Это когда ученые генерируют идеи, необходимые для инноваций. И идет встречное движение самой экономики, когда она настолько готова, что сама ищет идеи для своего развития.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
1191
Российским студентам не хватает мобильности

Российским студентам не хватает мобильности

Наталья Савицкая

Новый тренд в высшем образовании – востребованы специализации с "углублением"

0
1150
Учителям предстоит новый экзамен

Учителям предстоит новый экзамен

Елена Герасимова

Отрыв от практики способствует появлению завышенных ожиданий у молодых педагогов

0
1258
В "русском мире" остаются 15 миллионов человек

В "русском мире" остаются 15 миллионов человек

Екатерина Трифонова

Соотечественники оценили свою жизнь на постсоветском пространстве

0
2180

Другие новости

Загрузка...
24smi.org