0
2112
Газета Образование Печатная версия

25.12.2012

Обучение детей на экспорт

Тэги: образование, школа, исследования


образование, школа, исследования Наши школьники хороши в «чистой» математике, но плохо умеют применять ее в жизни.
Фото PhotoXPress.ru

Объявлены итоги Международных исследований достижений школьников PIRLS-2011 и TIMSS-2011. Помимо прямых результатов международные исследования интересны еще и тем, что ставят перед нашей системой образования далеко не праздные вопросы. Например, надо ли нашей школе избавляться от излишней академичности и надо ли стремиться к «гомогенности школьного учреждения», как, например, это делается в Финляндии.

PIRLS – это Международное исследование прогресса в области грамотности чтения (Progress in International Reading Literacy Study), TIMSS – международное исследование тенденций в математическом и естественно-научном образовании (Trends in Mathematics and Science Study). «Данные Международных исследований качества чтения и понимания текстов, а также качества математического и естественно-научного образования среди школьников PIRLS-2011 и TIMSS-2011 свидетельствуют о стабильно хороших результатах наших школьников», – заявила руководитель отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (РАО) Галина Ковалева.

Ученики четвертых классов российских школ занимают в упомянутых исследованиях второе место в мире по читательской грамотности, уступив первенство лишь Гонконгу. Четвертое место выпускники начальной школы занимают по естествознанию, сдав позиции Корее, Сингапуру и Финляндии. По математике школьникам четвертых классов принадлежит десятое место. Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся на седьмом месте в мире, а по математике – на шестом, уступив Южной Корее, Сингапуру, Японии, Гонконгу и Тайваню.

Международные исследования PIRLS и TIMSS проводятся один раз в 5–6 лет примерно в 50 странах. В исследованиях TIMSS Россия участвует с 1995 года, в PIRLS – с 2001 года.

Надо отдать должное – в РАО понимают, что хорошие результаты школьников обеспечены родительским участием. В обеих группах детей (4-й и 8-й классы) родители проявляют высокую сознательность, понимая, что детям предстоит серьезно побороться за свое место в хорошей школе, определяющей их будущее.

«Экономическое благополучие семьи влияет на достижения учеников: средний балл школьников из неблагополучных семей гораздо ниже среднего балла школьников из благополучных семей», – приводит данные Галина Ковалева.

«И это, кстати, – тоже наш запрос на поиск пути, по которому развиваться школьному образованию в РФ», – рассуждает Виктор Болотов, вице-президент РАО. Должна ли быть школа гомогенной, когда дети миллионеров и дворников учатся в одном классе, как, например, в Финляндии, или должна ли она быть столь негомогенной, как у нас. Кстати, финские школьники за счет этой гомогенности не получают высокие награды за победы в олимпиадах, но демонстрируют высокие результаты во всех международных исследованиях, изучающих качество образования школьников.

Долгие годы руководители нашего образования акцентировали внимание на образовании талантливых детей, «способных обеспечить наш прорыв в инновационное будущее». И добились того, что разница в результатах лидеров и всех остальных в разы превышает этот показатель в развитых странах.

Теперь выясняется, что успешные и талантливые молодые люди редко остаются в России. Свободное владение английским и хорошие знания позволяют им стать таковыми. А в России остаются жить и работать те самые школьники «между двойкой и тройкой», до которых у власти все время не доходили руки. И международные исследования наглядно продемонстрировали эту самую разницу в достижениях наших школьников.

Напомним, что тестирование PISA (PISA – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся; Programme for International Student Assessment) проводится в трех областях: чтении, естествознании и математике. Результат, который до этого времени показывала Россия в этом исследовании, – ниже среднего. А итоги тестирования этого года появятся несколько позже. В этом году направлением тестирования PISA была математика, а в 2015 году будет естествознание. В нем приняли участие 42 региона РФ. PISA нас не радует. Более того, с каждым годом Россия по результатам оказывается на все более низком уровне, чем была до этого.

Причина, считает Галина Ковалева, в том, что эти два международных мониторинга исследуют абсолютно различные стороны достижений российских школьников. Наш проигрыш в PISA обусловлен тем, что во главу угла нашего образования до сих пор поставлен энциклопедически образованный человек. «Мы так и не смогли переориентировать свой учебный процесс на то, чтобы дети могли использовать полученные знания на практике, – уверена Галина Ковалева. – В ситуациях нетрадиционных наши школьники теряются». Поэтому для победы в PISA нам нужно совсем мало – переориентировать нашего школьника на другой процесс познания. И научить учителей по-другому преподавать.

В общем, одно дело – решать стандартные задачи в пределах школьной программы, совсем другое – умение применять имеющиеся знания в житейских, практических ситуациях. И опять же – нужно это РФ или нет. Вспоминается ответ Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики (НИУ), на этот вопрос несколько лет назад: «PISA дает ответ на вопрос, почему, выходя во взрослую жизнь, он становится пассивным избирателем, почему нам так легко навязать любую точку зрения…»

«Россия будет только расширять свое участие во всех международных исследованиях и мониторингах школьников», – заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, вдохновленный итогами международных соревнований.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва увеличит размах "Города образования"

Москва увеличит размах "Города образования"

Галина Грачева

В 2019 году важнейший педагогический форум планируется провести с еще большим размахом

0
907
Россия просит ОБСЕ навести порядок  в Прибалтике

Россия просит ОБСЕ навести порядок в Прибалтике

Екатерина Трифонова

Дипломатические и уличные протесты против дискриминации неграждан прошли синхронно

0
1608
Нефть и оборона – главные драйверы российской экономики

Нефть и оборона – главные драйверы российской экономики

Анастасия Башкатова

Провалы в образовании тормозят инновационное развитие

1
1706
Школьникам должно быть немножко страшно

Школьникам должно быть немножко страшно

Антон Зверев

Чиновники срочно восстанавливают нарушенный баланс кнута и пряника

0
1451

Другие новости

Загрузка...
24smi.org