0
3362
Газета Образование Интернет-версия

26.02.2013 00:00:00

История без противоречий

Тэги: школа, учебники, история


школа, учебники, история Взгляды на одни и те же исторические факты могут быть различны.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Владимир Путин призвал к созданию единого учебника по истории. «Учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований», – заявил глава государства на заседании Совета по межнациональным отношениям. Это заявление вызвало серьезные разногласия в обществе. По сути, речь идет о возвращении идеологии в школу.

Сама идея о том, что школьному учебнику отводится центральное место в идеологической конструкции государственной политики, не нова. Она была сформулирована еще в 1930-е годы. А в марте 1943-го два заседания Политбюро ВКП(б) было посвящено обсуждению содержания учебников. Сталин лично принимал участие в редактировании общего школьного учебника.

В новейшей истории первый раз тему учебников истории сам же Владимир Путин поднял около 10 лет назад. С тех пор тема сезонно попадает в рейтинги новостей. Вопрос о создании какого-то общего или единого учебника возникает в дискуссиях чуть ли не с такой же периодичностью. Расклад сил сегодня таков.

Историки и академики Российской академии наук (РАН) постоянно напоминают всем, что в нашем обществе нет единства в восприятии мировой и отечественной истории. Зато имеют место быть много различных и зачастую даже категоричных точек зрения на одни и те же события. Отсюда – написание одного учебника невозможно в силу внутренних противоречий внутри самого исторического процесса. А если побеждает только одна точка зрения, то какая? Имперская? Такова же точка зрения на тему и самих авторов учебников.

Часть учителей придерживается той позиции, что единый учебник все же нужен. Как сказал обозревателю «НГ» учитель истории московской школы № 734 Генрих Талалян – учителя, отстаивающие такую линию, полагают при этом, что новый учебник будет «безоценочным». А «парадокс» ЕГЭ по истории будет устранен. Напомним, что от ученика требуют изложить свое собственное мнение по обсуждаемому материалу. Но при этом проверяющие почему-то сверяют его ответ с имеющейся у них заготовкой.

«Безоценочный» учебник создать невозможно – парируют на это авторы учебников по истории Игорь Долуцкий и Игорь Данилевский, потому что в самом подборе (или отборе) фактов уже присутствует оценка.

В 2010 году, по данным Левада-Центра, более 70% учителей положительно ответили на вопрос, нужен ли им один учебник по истории. Сегодня большинство учителей также требует перехода на один учебник. И совсем даже по причине не идеологической, а по причине нехватки времени. Школьная отчетность не позволяет им погружаться в чтение массы учебников, значительная часть которых к тому же не слишком отличается друг от друга.

К идее воспитания патриотизма у школьников через учебник истории, как на этом настаивает новый стандарт, учителя относятся довольно скептически. Ведь два часа в неделю по 45 минут не дают возможности особо разгуляться по данной теме. К тому же странности системы образования, когда весь курс истории повторяется дважды (с 5-го по 9-й класс и в 10–11-м классах) и второй раз его нужно пройти всего за два года, не способствуют появлению «лирических отступлений» на уроках.

Есть еще и такое мнение среди практиков, что создать идеологический учебник по истории имело бы смысл, если бы сегодня школа оставалась единственным источником формирования знаний школьников. Среди каналов информации о таких событиях, например, как ГУЛАГ и Великая Отечественная война, школа и учителя занимают чуть ли не последнее место. На первом – ТВ и кинематограф. Условно говоря, фильм «Сволочи» гораздо больше формирует у школьника представлений и впечатлений о той войне, нежели целый раздел истории по этому периоду.

Есть и еще один момент не в пользу единого учебника. Если еще несколько лет назад ребенок в Интернет заходил исключительно для того, чтобы поиграть, то сегодня он чаще всего «висит» в социальных сетях. Через несколько лет, заявляют оптимисты-методологи, подросток будет все время находиться в обучающих соцсетях. И еще более остро встанет вопрос об умении школьника работать с информацией. «Общий учебник, без всяких двояких смыслов» заявляющий об одной точке зрения, вряд ли поможет ему в этом процессе.

Кроме того, вопрос написания такого учебника обязательно обострит борьбу между ведомствами, организациями и отдельными авторами за право его написания. Сегодня к дележу нового пирога не прочь присоединиться еще одно министерство. Министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что «готов разбираться» с учебниками истории, которых сегодня «наплодили» в избытке.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов пока не обозначил своей четкой позиции по «общему» учебнику истории. Он сосредоточился на теме контроля за допуском учебников на образовательное поле. Министерство отрегулирует работу экспертных советов в части проверки учебников, сообщил он. Согласно действующему законодательству, в перечни учебников могут войти только те из них, что получили два положительных экспертных заключения – РАН и Российская академия образования. Получается сразу двойная экспертиза.

Остается удивляться, как при таком строгом контроле случаются поразительные истории: в мае 2012 года утверждается стандарт старшей школы, а уже летом этого же года издательства подают на экспертизу новые учебники. Можно ли за такое время столь переработать учебники в содержательном плане?

И можно ли назвать такую экспертизу качественной?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1519
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
751
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3913
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3025

Другие новости