1
4538
Газета Образование Печатная версия

25.11.2014 00:01:00

Учителям не продохнуть от бумажной работы

Среднестатистическому вузу приходится ежегодно отвечать примерно на 2 тысячи запросов из министерства

Тэги: образование, образовательный стандарт, минобрнауки, дмитрий ливанов, госдума, вуз, проверка


образование, образовательный стандарт, минобрнауки, дмитрий ливанов, госдума, вуз, проверка За отчетами не до проверки тетрадей. Фото PhotoXPress.ru

Недавно на парламентском часе депутаты трех фракций Госдумы РФ призвали министра образования и науки Дмитрия Ливанова уйти в отставку. Его обвинили в «разрушении отрасли». Министр Ливанов терпеливо и деликатно напомнил депутатам, что он – всего лишь назначенец. И вопросы его отставки решать не ему.

Среди списка претензий министру, озвученных депутатом Олегом Смолиным: платная продленка в школе, ЕГЭ, ликвидация сельских школ, механическое сокращение сети вузов. К грехам причислен и бюджет-2015, который, по мнению Смолина, не обеспечит охват детей дополнительным образованием в той степени, как это было запланировано ранее и который не даст возможность хотя бы половине детей посещать бесплатно секции и кружки. В вину министру вменяют и возросшую бюрократизацию работы учителей и преподавателей.

Вот цифры, которые были обнародованы в ходе заседания, касающиеся последнего пункта претензий. Среднестатистическому вузу приходится ежегодно отвечать примерно на 2 тыс. запросов из различных властных и контрольных органов, то есть по 10 запросов каждый рабочий день. Количество бумаг, которые приходится заполнять ректорам, возросло по сравнению с «застойными временами» в 22 раза. А школа, по образному выражению председателя общественного совета при Минобрнауки Евгения Ямбурга, становится местом, где дети и педагоги мешают работе министерства с документами.

Недавно на одном из профсоюзных интернет-ресурсов разместили статью Искандера Ясавеева, доктора социологических наук, доцента кафедры социологии Казанского федерального университета, «Нет требований – нет проблемы». Ученый недоумевает: почему растет количество отчетности при одновременном и настойчивом требовании «научных прорывов и роста числа публикаций в высокорейтинговых международных журналах»? Неужели министерство забыло о том, что время – это ограниченный ресурс, удивляется ученый.

Ясавеева возмущает даже не столько объем бюрократической работы, сколько ее бессмысленность. Один из таких видов работ – преподавательское творчество под названием «УМК» (учебно-методический комплекс).

В этот комплекс входит, согласно распоряжению Минобрнауки: «выдержка из государственного образовательного стандарта; рабочая программа дисциплины; конспект лекций, подготовленный лектором; методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов; методические указания по выполнению лабораторных работ; методические указания по выполнению рефератов, контрольных, курсовых работ (проектов) по дисциплине; контролирующие материалы по дисциплине (тесты текущего и итогового контроля знаний); экзаменационные вопросы; оригиналы экзаменационных билетов; перечень технических средств программного обеспечения и электронных обучающих материалов; справочные и дополнительные материалы».

Объем этого творения составляет десятки, а в большинстве случаев сотни страниц, только вот открывают (листают) его исключительно члены комиссий по аккредитации. При этом никто из них не в состоянии проверить, соответствует УМК реальному содержанию курса и действиям преподавателя или нет.

Некоторое время назад преподавателями Казанского федерального университета был отправлен запрос министру образования и науки России Дмитрию Ливанову с просьбой объяснить смысл УМК, заставляющего ассистентов, доцентов и профессоров тратить десятки часов на его оформление. Преподаватели предложили министру в целях оптимизации процесса качества образования убрать эту лишнюю работу из вуза. Преподавателям ответила заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Ирина Мосичева. После длинного разъяснения, что такое основная образовательная программа, и перечисления статей закона об образовании, номеров писем и приказов Минобрнауки представитель министерства наконец-то ответила на сам вопрос. Ответ выглядел так: «...Учебно-методические комплексы по дисциплинам образовательной программы должны быть разработаны до начала ее реализации и регулярно обновляться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Государственного образовательного стандарта».

Получается, что УМК требует Федеральный государственный образовательный стандарт. Теперь преподавателям остается лишь написать еще одно письмо с вопросом: «А зачем ФГОС требует, чтобы преподаватель тратил время на написание ненужных отчетов вместо научной деятельности?». Отсюда – вывод: назначение учебно-методических комплексов – в обеспечении работой многочисленных управленческих и контролирующих структур в сфере образования.

Все так и не так. Каждый чиновник в РФ понимает, что главное в его работе – показать, что он умеет руководить. Для этого он усвоил одно очень простое правило: важно не столько сделать, сколько правильно отчитаться за то, что ты сделал. Собрать нужные справки в нужное время для нужных людей. Так что преподавательская отчетность – это пополнение портфолио чиновника всех рангов и всех мастей. Он мог бы сделать эту работу за вас, но у него категорически не хватает времени и ресурсов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Владимир Степанов 11:46 25.11.2014

Для выполнения чиновником работы необходимы знания и умение, а не болтовня о компетенциях. А под руководством фурсенок и ливановых должности оккупированы невеждами и бездарями, также и в ФАНО, гробящей РАН. Чем требуемое бессмысленее, тем его должно быть больше, чтобы и времени у преподавателей не было спросить: "А зачем это?"



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В борьбе с коррупцией ищут новые методы

В борьбе с коррупцией ищут новые методы

Екатерина Трифонова

Госслужащие балуют себя премиями и чинами, а депутаты не сообщают о конфликте интересов

0
474
В Госдуме мечтают о культурном Интернете

В Госдуме мечтают о культурном Интернете

Екатерина Трифонова

Депутаты предлагают ввести нормы общения в соцсетях и штрафовать пользователей за их нарушение

0
795
К решению проблем банка "Югра" подключаются политики

К решению проблем банка "Югра" подключаются политики

Михаил Солотин

От правительства требуют справедливых разбирательств по поводу разорения вкладчиков и действий Центробанка

0
734
Киев и Будапешт выходят на новый виток противостояния

Киев и Будапешт выходят на новый виток противостояния

Татьяна Ивженко

Украинская сторона надеется, что ЕС введет санкции против Венгрии

0
2224

Другие новости

Загрузка...
24smi.org