0
9787
Газета Образование Интернет-версия

26.05.2015 00:01:00

Единство учебников раскололо педагогическое сообщество на два непримиримых лагеря

Тэги: образование, школа, история, единые учебники, конфликт, законопроект, ирина яровая


образование, школа, история, единые учебники, конфликт, законопроект, ирина яровая Депутат ГД РФ Ирина Яровая выступает за единообразие программ по истории, русскому языку и литературе. Фото РИА Новости

Идея единообразия образования как стремление привести образовательный процесс к единому знаменателю владеет и владела умами высоких чиновников всегда. И вдобавок – не только в России. Но только сегодня эту тему в РФ стали замечать и обозначать как «проблему» сами же чиновники. По крайней мере именно так можно трактовать реакцию Министерства образования и науки РФ на конфликт депутатов и «подшефного» Общественного совета (ОС) при Минобрнауки РФ.

Кратко напомним суть конфликта, который разворачивается перед нашими глазами вот уже в течение долгого времени и достиг своего апогея на прошлой неделе. Все началось с пожелания президента страны Владимира Путина «подумать о единых учебниках истории России для средней школы, построенных в рамках единой концепции, в рамках непрерывной российской логики, взаимосвязи всех ее этапов, уважения к страницам прошлого». В феврале 2013 года президент дал поручение сделать так, чтобы «учебник для средней школы не имел внутренних противоречий и двойных толкований». Этот посыл нашел отклик в сердцах депутатов и послужил толчком для их активной законотворческой деятельности. Причем почти сразу же заговорили о линейке единых учебников по литературе и русскому языку.

К маю 2014 года рабочая группа комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия вместе со школьными учителями, преподавателями педагогических и гуманитарных вузов разработала «Концепцию преподавания литературы в контексте отечественной культуры». Несмотря на критику педагогической общественности, концепция получила положительные отзывы комитета по образованию Госдумы. А заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк заявила, что «в соответствии с событиями, происходящим сегодня в России, должен меняться и подход к школьному образованию, особенно к тем предметам, которые формируют нравственный образ человека, его гражданственность, патриотизм и духовные ценности. В июле 2014 года депутат ГД РФ Ирина Яровая заявила, что законопроект о единых учебниках по литературе и русскому языку будет принят уже в осеннюю сессию. 

И наконец, в мае 2015 года проект о создании единых учебников был внесен в Госдуму все той же Ириной Яровой и ее однопартийцем, председателем комитета по образованию Вячеславом Никоновым. Кстати, как говорят злые языки, отцом проекта все-таки правильнее считать Никонова, который одержим идеей «правильного образования» с 2010 года.

В течение года после внесения изменений в Закон «Об образовании» Министерством образования и науки должен быть утвержден федеральный перечень базовых учебников по истории, русскому языку и литературе, объявила всем депутат Яровая. Нововведения затронут начальное общее, основное общее и среднее общее образование. «У нас одна общая страна, у нас одна общая история, у нас одна общая культура, у нас один общий язык, а следовательно, у детей граждан России может быть один общий учебник истории, один общий учебник русского языка и один общий учебник литературы», – уточнила Ирина Яровая на заседании патриотической платформы «Единой России».

Конечно же, заявление Яровой вызвало новый виток критики проекта. И вслед за отдельными критиками оппонентом проекта стал Общественный совет при Минобрнауке РФ. Как говорится в их заявлении, обнародованном в конце прошлой недели, предлагаемое Яровой и ее сторонниками ведение так называемого базового содержания в структуру стандартов как механизма контроля и надзора «приведет к еще более мелочной, детальной и бессмысленной регламентации работы учителей». Ограничение числа учебников сделает невозможным обучение детей с разными потребностями. И введение одного учебника демотивирует учителя, делая ненужным педагогический поиск.

Госпожа Яровая поспешила ответить критикам проекта, что те-де не читали внимательно предложенный документ. Члены Общественного совета объяснили госпоже Яровой, насколько затратный путь избрала депутат – между прочим, член комитета по противодействию коррупции. Например, Исаак Фрумин из Высшей школы экономики (НИУ) посчитал, что, даже по самым быстрым оценкам рынка учебной литературы по трем предметам, упомянутым в проекте Яровой, в 2014 году издержки на печатание книг составили около 20,75 млрд руб. Какому такому издательству позволят монополизировать такой рынок? И монополии при этом, как напомнил преподаватель Фрумин, обычно в России цены не снижают, а повышают.

От заявления Общественного совета поспешил отмежеваться член ОС Сергей Рукшин – заслуженный учитель России, доцент РГПУ им. Герцена, заместитель директора физико-математического лицея № 239. Оппонируя собственному совету, Рукшин приводит такой пример в пользу единообразия программ. Сегодня в некоторых классах чуть ли не более десятка допущенных министерством комплектов учебников по одному и тому же предмету. Ребенок может перейти через дорогу в другую школу и из отличника стать двоечником, потому что не проходил ранее того, что требуется.

От Яровой же поспешило отмежеваться Минобрнауки РФ. Причем если ранее госпожу Яровую вежливо подправляли в ведомстве, уточняя, что под «одним учебником» по истории подразумевается «линейка учебников» (как говорил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, роль единого содержательного ядра будет выполнять некий историко-культурный стандарт, на базе которого и будут созданы различные учебники и программы по истории), то нынешняя формулировка отказа в поддержке Яровой и К0 выглядит еще более витиевато. Минобрнауки РФ не нравится «инструментарий, предложенный данным законопроектом для достижения цели единообразия».

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко задумался о том, а не является ли заявление Яровой этаким пробным шаром для проверки реакции общества. Как рассуждает он в комментариях на сайте института «Эврика» Александра Адамского, есть слабая надежда, что «законопроект специально такой абсурдный, чтобы правительство дало отрицательный отзыв и в итоге его не приняли. Иногда хитрые и умные помощники депутатов, пишущие законы, так делают».

В последнее время в педагогическом сообществе циркулируют слухи о якобы готовящейся отставке и переназначении на более высокий пост нынешнего министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Также поговаривают, что в случае ухода министра Ливанова с должности на пост министра образования (министерство, возможно, поделят на два) будут претендовать две дамы: упомянутые выше Ирина Яровая и Наталья Третьяк. Похоже, первая из дам уже вызывает огонь на себя. А вместе с ним и пристальное внимание большого начальства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
791
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1045
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
837
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
682

Другие новости