Фото Reuters
Власти Омской области не стали в очередной раз пролонгировать режим повышенной готовности, действовавший в регионе из-за пандемии коронавируса в общей сложности в течение пяти лет. В последнее время его регулярно продлевали каждые два месяца. Причем уже три года он подразумевал реально только одно ограничение – запрет на проведение массовых мероприятий, за исключением организованных органами власти.
Большинство российских регионов давно отменили меры противодействия коронавирусу. Но некоторые все еще не торопятся. Как подсчитали журналисты, режим повышенной готовности из-за COVID-19 до сих пор действует приблизительно в двух десятках субъектов РФ. Возможно, не во всех из них нельзя проводить массовые акции из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции. Но такие регионы есть.
Например, в Красноярском крае до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки ограничено проведение публичных акций (то есть митингов, шествий, пикетов), а также досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и других подобных мероприятий с очным присутствием граждан. На этом основании недавно общественникам не разрешили провести митинг против закона об эвтаназии бездомных собак. При этом запрет не распространяется на официальные мероприятия, организуемые органами власти. Каких-либо иных ограничений в регионе нет, только рекомендации. А Роспотребнадзор еще в 2023 году предлагал отказаться и от этого COVID-запрета.
В Санкт-Петербурге ограничение на публичные, спортивные и зрелищные мероприятия с участием более 300 человек сохранили до конца 2025 года. Городские власти заявляют, что для отмены им нужно получить предписание главного санитарного врача, а пока этого документа нет. Противники запрета отправили иск в Верховный суд. Ограничения не помешали питерскому СКА в этом сезоне установить рекорд России по домашней посещаемости матчей – более 17 тыс. зрителей, а на каждый домашний матч «Зенита» сейчас ходят в среднем около 33 тыс. зрителей.
Всемирная организация здравоохранения сняла с COVID-19 статус пандемии в мае 2023 года. А Роспотребнадзор еще в 2022 году снял большинство федеральных ограничений, в том числе на проведение массовых мероприятий. За ним последовали и многие регионы. В апреле 2023 года федеральный оперштаб по борьбе с инфекцией рекомендовал субъектам РФ отменить режимы повышенной готовности. В марте 2025 года он прекратил публикацию еженедельных сводок о заболеваемости COVID-19 в связи с тем, что «эпидемиологическая ситуация по COVID-19 стабилизировалась, вирус перешел в разряд сезонных заболеваний».
На этом фоне сохранение ограничений лишено всяких оснований. Давно ушли в прошлое маски, вакцинация, локдауны, QR-коды, самоизоляция. Власти уже даже не публикуют статистику распространения коронавируса, которой можно было бы аргументировать бесконечную пролонгацию запретов. Ее все сложнее объяснять и политической целесообразностью. Например, желанием ограничить оппозиционную активность в преддверии выборов, ведь в регионах, где действуют COVID-ограничения, они уже прошли. Там же, где власти отменили такую меру, в проведении «неудобных» акций могут отказывать на других основаниях, например из-за наличия других заявок на те же места или ремонтных работ – возможностей по-прежнему предостаточно.
Бюрократическая инерция и нежелание отказываться от удобного инструментария были предсказуемы. Еще в 2020 году прогнозировалось, что регионы будут неохотно расставаться с полученными на время пандемии чрезвычайными полномочиями. В некоторых местах этот процесс затянулся уже сверх меры.