Слева направо: госсекретарь США Генри Киссинджер, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, президент США Джеральд Форд, инистр иностранных дел СССР Андрей Громыко у посольства США в Хельсинки, 30 июля 1975 г. Фото из архива музея-библиотеки Дж. Форда / wikipedia.org
1 августа 1975 года в Хельсинки состоялось подписание Заключительного акта (Хельсинкские соглашения) 35 государствами: всеми европейскими странами (кроме Албании), а также США и Канадой.
Главный итог Хельсинкской конференции по безопасности 1975 года (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, СБСЕ) можно свести к тому, что был оформлен новый механизм коллективной безопасности в Европе и начат международный процесс разрядки напряженности между Востоком и Западом (Хельсинкский процесс).
Ключевые положения Заключительного акта.
1. Декларация принципов взаимоотношений между государствами:
• суверенное равенство государств и уважение их суверенитета;
• нерушимость существующих границ и территориальная целостность государств;
• мирное урегулирование споров, отказ от применения силы или угрозы силой;
• невмешательство во внутренние дела других государств;
• уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;
• равноправие и право народов самостоятельно определять свою судьбу (право на самоопределение);
• сотрудничество между государствами;
• добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
2. Меры укрепления доверия в военной области:
• предварительные уведомления о крупных военных учениях и перемещениях войск;
• присутствие иностранных наблюдателей на военных учениях;
• мирное урегулирование споров между государствами.
3. Сотрудничество в экономике, науке, технике и экологии:
• определены основные направления совместной работы в этих сферах для всех участников.
4. Гуманитарные вопросы («третья корзина»):
• свобода передвижения, контактов, обмена информацией, культурой и образованием;
• право на труд, образование и медицинское обслуживание для граждан.
Это явилось важным стимулом развития правозащитных движений в СССР и странах Восточного блока.
5. Безопасность в Средиземноморье:
• поддержка мира и стабильности, сотрудничество со странами Средиземноморья.
Долговременные последствия Хельсинкских соглашений – закреплен послевоенный территориальный статус-кво в Европе, зафиксированы границы без права на их изменение силой.
Документ стал катализатором разрядки и открытого диалога между Востоком и Западом, что привело к ослаблению холодной войны. Он стимулировал европейские интеграционные процессы и объединение Германии, а также положил начало превращению СБСЕ в действующую международную организацию.
Таким образом, Хельсинкский Заключительный акт 1975 года вывел международные отношения в Европе на новый уровень сотрудничества, послужил поворотным моментом для диалога между блоками, а его принципы впоследствии стали эталоном для всей европейской безопасности и прав человека.
Сейчас совершенно очевидно, что запаса идейной прочности Хельсинкских соглашений с трудом хватило лишь на 20 лет. С распадом СССР и Восточноевропейского социалистического блока принципы мирного сосуществования были преданы забвению. Институциональный хаос в бывших странах советского влияния, резкое снижение экономического и военного потенциала новой России породили соблазн в некоторых мировых столицах закрепить иной расклад сил с односторонними выгодами и преимуществом Запада. Яркий доказательный пример этого – бойня в Югославии и Косово. Кроме того, на задний план были отодвинуты такие ключевые принципы Хельсинки, как уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, а также равноправие и право народов на самоопределение.
Вскоре и принцип равной безопасности был предан забвению.
Вот, в сущности, и все ключевые причины того, почему юбилей Хельсинкских соглашений 1975 года получился исключительно празднованием исторической даты, без актуальной сегодня повестки.
Теперь главный вопрос состоит в том, когда государства Европы, США, Канада и Россия почувствуют, что настал час новых договоренностей о мирном сосуществовании государств как надежной и всеобъемлющей формы защиты их прав и интересов.
К сожалению, пока складывается впечатление, что НАТО хочет пройти по пути гонки вооружений лет 10–15 в надежде на то, что на финише этого временного отрезка Россия выдохнется, как в конце 1980-х.
Здесь необходимо указать на принципиально иную структуру и основу российской экономики сейчас – частную собственность. Это то, чего не было в СССР. В ту пору какой угодно дефицит был идейно-бытовой угрозой системе. Теперь, как показали годы под санкциями, почти любой дефицит – прежде всего шанс для бизнеса на процветание.
Исключение пока одно – Россия не может импортозаместить пробки для вина. Ну, не растет пробковое дерево в наших палестинах! А производство и потребление российского вина идет вверх. Что ж, вероятно, виноделы заменят пробку на винт. Потерпим…