Главе Минфина Антону Силуанову, судя по экспертным оценкам, придется вскоре пересмотреть траты казны на процентные платежи по госдолгу. Фото с сайта www.council.gov.ru
В течение шестилетки в федеральном бюджете быстрее всего росли расходы даже не на оборону или социальную политику, а на выплаты по госдолгу: они подскочили в 3,5 раза. Огромные процентные платежи – следствие высокой ключевой ставки Центробанка (ЦБ). В бюджете заложено, что в этом году расходы на обслуживание госдолга составят 3,2 трлн руб., но эксперты считают цифры заниженными и прогнозируют эти расходы на уровне 4 трлн руб., или 2% ВВП. Госдолг РФ почти полностью формируется за счет заимствований на внутреннем рынке и прежде всего у системно значимых кредитных организаций (СЗКО). Они, как можно судить, отчасти становятся похожи на рантье, процентные выплаты для которых гарантированы правительством.
В российском федеральном бюджете есть несколько типов расходов, зависящих от ключевой ставки. Во-первых, это все виды льготного кредитования: субсидирование кредитов для агропромышленного комплекса, для малого и среднего бизнеса, для покупателей жилья (льготная ипотека).
Правительство компенсирует из бюджета разницу между рыночными ставками по кредитам и теми льготными ставками, которые устанавливаются для определенных заемщиков. Чем выше ключевая ставка ЦБ – тем больше приходится тратить из бюджета.
А во-вторых, это расходы на обслуживание госдолга – процентные платежи по займам, полученным правительством. И что примечательно, даже все виды льготного кредитования в совокупности не могут сейчас перевесить для бюджета бремя в виде процентов по госдолгу.
Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) сообщили о «значительном росте» расходов на обслуживание госдолга и субсидирование льготных кредитов, совокупный объем которых в 2025 году может, по их оценкам, составить 5,9 трлн руб., или 14% от всех расходов федерального бюджета.
При этом траты именно на обслуживание госдолга прогнозируются экспертами в размере примерно 4 трлн руб., следует из доклада под названием «О сбалансированной бюджетно-налоговой политике». Такая сумма будет равноценна уже 2% ВВП страны. И она значительно превосходит расчеты Минфина. Так, ведомство Антона Силуанова заложило в бюджет на 2025 год расходы на обслуживание госдолга на уровне 3,2 трлн руб. с их последующим ростом до 3,6 трлн руб. в 2027 году.
Кроме того, в течение последних шести лет – с 2019 года – быстрее всего в федеральном бюджете росли расходы тоже именно на обслуживание госдолга. За анализируемый период они подскочили сразу на 249%, опередив увеличение расходов даже на национальную оборону (рост за тот же период на 213%) или, допустим, на социальную политику с ростом на 114%.
Здесь сравниваются именно темпы роста расходов, тогда как в абсолютных значениях на национальную оборону и социальную политику государство тратит, конечно, значительно больше, чем на выплату процентов по долгу. Так, в бюджет-2025 заложены расходы на оборону в размере примерно 13 трлн руб., а на социальную политику, которая включает траты на пенсионную систему, – почти 7 трлн руб. (об этом сообщается в обнародованном для общественности документе Минфина под названием «Бюджет для граждан»).
«Огромные процентные платежи» по госдолгу – это, как пояснил аналитический Telegram-канал Proeconomics, производное от высокой ключевой ставки. Расходы на обслуживание госдолга на уровне 2% ВВП, по экспертным оценкам Proeconomics, соответствуют аналогичным тратам, например, в таких странах, как Португалия и Испания, а хуже всего в Европе ситуация у Греции, направляющей на выплату процентов по госдолгу 2,5% ВВП.
«Если и 2026 год пройдет с высокой ключевой ставкой, то Россия может стать худшей страной в Европе по процентным платежам по госдолгу, опередив даже «самого больного человека Европы», Грецию», – делает вывод аналитический Telegram-канал.
Однако при этом необходимо различать два таких показателя, как расходы на обслуживание госдолга (ежегодные процентные платежи) и размер самого госдолга – сумма всех взятых обязательств. Весь госдолг России в 2025 году, по бюджетным проектировкам, должен составить около 35,4 трлн руб., или 16,5% российского ВВП. И именно этот, второй показатель обычно преподносится, наоборот, как достижение российской финансовой политики.
«В международном контексте госдолг у нас низкий. И в ближайшей перспективе он вряд ли превысит 20% ВВП. Притом что в развитых странах распространена практика, когда госдолг достигает 80–100% ВВП и даже больше», – напомнил главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин. «Сумма госдолга РФ как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП невелика по сравнению с большинством, если не со всеми высокоразвитыми странами», – подтвердил гендиректор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко.
Но одно не исключает другого: относительно низкий на фоне других стран госдолг не должен отвлекать от проблемы пока нарастающего бремени в виде ежегодной выплаты процентов по этому долгу, ради которых фактически приходится изымать средства из экономики.
![]() |
Прирост расходов бюджетной системы РФ по разным направлениям за 2019–2025 годы, в процентах (расчеты сделаны в ценах 2019 года). Обслуживание госдолга требует от Минфина все больше средств. Источник: ЦМАКП |
По словам опрошенных «НГ» экспертов, основными бенефициарами сложившейся ситуации стали «инвесторы, включая банки и финансовые институты». Ведь теперь госдолг страны формируется в основном за счет заимствований на внутреннем рынке.
Так, в 2025 году, как заложено в бюджете, на внешние займы будет приходиться только 17% от объема всего госдолга, а на внутренние – 83%. Если говорить о процентных платежах, то в 2025 году обслуживание внешних заимствований составит около 6% от всех процентных платежей, а внутренних – 94% (это показывал анализ Счетной палаты).
И внутри страны сейчас основные покупатели облигаций федерального займа (ОФЗ), или, иначе говоря, основные кредиторы правительства – это системно значимые кредитные организации. По данным ЦБ, на аукционах ОФЗ в июне этого года СЗКО выкупили около 67% от размещений. Тенденция доминирования СЗКО на первичном рынке ценных госбумаг наблюдается уже несколько лет (см. «НГ» от 23.03.21, 30.05.23).
Затем СЗКО могут либо, почти как рантье, получать гарантированные правительством выплаты по госдолгу, либо перепродавать эти ценные бумаги Минфина на вторичном рынке. «Поддержку ОФЗ на вторичном рынке оказали главным образом нефинансовые организации за счет собственных средств и в рамках доверительного управления», – сообщал ЦБ.
Эксперты, однако, ожидают, что по мере смягчения денежно-кредитной политики ЦБ должно ослабевать и бремя таких процентных платежей для бюджета. Правда, как предупредил Онищенко, инвесторы могли уже привыкнуть к высокому уровню доходности по государственным обязательствам, и гипотетически это может даже привести к кризису в финансовом секторе в случае слишком быстрого снижения ключевой ставки ЦБ.