0
290
Газета Стиль жизни Печатная версия

27.10.2025 18:26:00

В Санкт-Петербурге на несколько дней все закольцевалось вокруг "Архитектона"

Зиккурат с елями, Кронос, крутящий колесо времени, и башня-сауна, напомнившая монолит из "Космической одиссеи"

Тэги: санкт петербург, архитектон, архитектурный фестиваль


27102025_01.jpg
Исаакиевский собор в дневной мороси.
Архитектура, которая поражает воображение.
Фото автора
Сапсан со скоростью около 200 километров в час прорезал воздух и пространство между Москвой и Петербургом, а через окна внутрь вагона пробивался и смешивался с ароматом купленного в стаканчике кофе такой редкий в этом угрюмом октябре солнечный свет.

Сам Петербург встретил дневной моросью, которая к вечеру расплывалась туманами. И пока такси ехало по Невскому проспекту в сторону Исаакиевского собора, не покидала мысль: «С такой архитектурой где, как не в Петербурге, проводить архитектурный фестиваль?»

Целью поездки стал фестиваль «Архитектон» в «Манеже» (продлится до 2 ноября) с его плотным расписанием лекций, дискуссий и мастер-классов: PDF-файл весит почти 20 мегабайт – по одному этому признаку можно судить о насыщенности программы.

А программа действительно многообразная. Если быстрыми штрихами передать анонсы некоторых мероприятий и встреч, то она выглядит так. Перспективы архитектуры с учетом всех контекстов и подтекстов. «Свобода» и «несвобода» в профессии архитектора – от ГОСТов, пожеланий заказчика до ограничений бюджета и здравого смысла. Дизайн-коды городов сегодняшних и образы городов завтрашних. Искусственный интеллект, балансирующий на грани между стерильной рациональностью и бредовыми галлюцинациями. Архитектура + зоология. Архитектура + психология. Архитектура и социальные сдвиги. Архитектура и сакральное. Архитектура и телесность. Архитектура и наследие, от которого зависит будущее.

Профессиональное сообщество, со стороны казавшееся закрытым, открылось и вышло навстречу всем желающим оккупировать трибуну в виде импровизированного зиккурата, увенчанного елями, в центре «Манежа». Желающих послушать с этого зиккурата дискуссии оказалось много.


27102025_01_2.jpg
Женская вариация Кроноса – неожиданная
«встреча» в пельменной на Фонтанке.
Фото автора
Тем более что здесь же на нескольких этажах можно под аккомпанемент современного визуального искусства рассмотреть на выставках архитектурные проекты – и те, что уже давно изменили облик города, и те, что так и остались лишь бумажными фантазиями.

Но главное событие всего фестиваля – одноименная премия за лучшие реализованные и (пока) нереализованные проекты общественной и жилой функции от петербургских архитектурных бюро. Они мерцают во всей цифровой красе на длинных медиаэкранах первого этажа.

«Архитектон» как будто на несколько дней задал тон всему городу, и, куда бы ни вели в эти дни дороги, конечным пунктом назначения по всей логике происходящих событий каждый раз должен был стать «Манеж» на Исаакиевской площади.

Потому что всё неожиданным образом закольцевалось и обрело дополнительный смысл. Один из примеров бережно вплетенных в ткань города современных архитектурных проектов – Новая сцена Александринского театра: почти секретный для непосвященных объект, если смотреть на набережную Фонтанки с противоположного берега. И в то же время этот театр готов принимать в своих стенах любого вне зависимости от его любви или нелюбви к театральному искусству: вариантов для интеллектуального досуга там найдется много.

Про это здание говорилось на фестивале. Про него же вдруг вспоминаешь и в Русском музее на выставке «Наш авангард», видя сразу при входе «Портрет Всеволода Мейерхольда», созданный Борисом Григорьевым в 1916 году. Не портрет даже, а сценка, в которой разыгрывается, как это подмечено в каталоге к выставке, «сложный пластический этюд»: вытянутая и будто сломанная фигура режиссера-экспериментатора то ли падает, то ли взлетает.


27102025_01_3.jpg
Башня-сауна: внутри нее правда тепло.
Фото автора
Почти такой же, узнаваемый «сложный пластический этюд», но уже в виде памятника как раз установлен во дворе Новой сцены Александринского театра (авторы – скульптор Алексей Архипов и архитектор Вадим Спиридонов).

К «Архитектону» и приезду на фестиваль московского архитектора Юрия Аввакумова, принявшего непосредственное участие в подготовке выставки про авангард, Русский музей приурочил специальную презентацию упомянутого каталога.

Еще один пример «коллаборации» – именно в кавычках из-за случайного совпадения деталей. Это уже похоже на магический реализм: поздним вечером пройти через весь Невский прямиком в пельменную на Фонтанке (ради пельменей народов мира, конечно, а также, возможно, некоторых других согревающих пунктов меню) и вдруг благодаря зоркости и цепкой памяти коллеги узнать, что в пельменной тебя встречает женская скульптурная вариация точно такого же Кроноса, проворачивающего через все свое нутро колесо времени, который стоит и на выставке «Архитектона» «Стройка и перестройка». Работа скульптора и графика Федора Крушельницкого.

А там, где появляется Кронос, недалеко и до игры с космическими аллюзиями. В рамках фестиваля на площади у западного фасада «Манежа» разместили инсталляцию «Столпы» – гипостиль из 16 разных по визуальному решению и смысловой нагрузке колонн.

Но их на самом деле должно быть 17. Одна колонна (арт-объект архитектора Ивана Кожина, выполненный в виде действующей башни-сауны из обожженного дерева – с прозрачным, кстати, окном) из-за некоторых опасений организаторов переехала от Исаакиевского собора на территорию «Севкабель Порта». И возвышаться она там будет до окончания фестивальной недели.

А дальше? А дальше версии расходятся. Мое предложение было, чтобы такие столбы-сауны затем появлялись в городе каждый раз в новом месте – неожиданно с утра, посреди любого случайного проспекта или двора. «Как монолит у Кубрика», – продолжил мысль автор. Чем не идея для следующего фестиваля.


Читайте также


Одна из загадок Петербурга – почему Петр I так и не построил на Балтике свой торговый флот

Одна из загадок Петербурга – почему Петр I так и не построил на Балтике свой торговый флот

Александр Левинтов

Город – как пятно на промокашке

0
7525
В стане молодых российских хореографов появилось новое имя

В стане молодых российских хореографов появилось новое имя

Наталия Звенигородская

Игорь Булыцын поставил балет для Театра имени Якобсона

0
4817
Петербургское утро

Петербургское утро

Андрей Лобов

Рассказ для тех, кто готов смотреть, как переливается серое из серого в серый

0
1129

Другие новости