0
300
Газета Печатная версия

26.10.2025 16:32:00

Новая власть Сирии не представляет угрозу России

В Дамаске надеются на помощь Москвы в возрождении страны

Николай Плотников

Об авторе: Николай Дмитриевич Плотников – заведующий Центром научно-аналитической информации Института востоковедения РАН, доктор политических наук.

Тэги: сирия, гражданская война, экономика, ущерб, ввп, башар асад, российские военные объекты, будущее, международные партнеры


сирия, гражданская война, экономика, ущерб, ввп, башар асад, российские военные объекты, будущее, международные партнеры Диалог между лидерами Сирии и РФ Ахмедом аш-Шараа и Владимиром Путиным сосредоточился на военных объектах. Фото Reuters

До начала гражданской войны в 2011 году экономика Сирии базировалась на добыче нефти, часть которой шла на экспорт, и сельском хозяйстве. Сирийские пшеница, хлопок и цитрусовые были хорошо известны на мировых рынках. Экономическая столица Алеппо была одним из основных центров производства на Ближнем Востоке медикаментов и различных бытовых товаров. 95% потребностей Сирии в лекарствах обеспечивались за счет собственного производства. Сейчас уже мало кто помнит, что еще недавно сирийскую фармацевтику закупали 67 государств, в том числе Россия.

Итогом разрушительной войны, разразившейся 14 лет назад, стало сокращение ВВП страны на 80%. Боевые действия практически повсеместно, за исключением отдельных районов, нанесли огромный ущерб гражданской, транспортной, энергетической и водной инфраструктуре. Почти 13 млн человек бежали из страны, а более 7 млн стали внутренне перемещенными лицами. Из-за боевых действий значительные площади сельскохозяйственных земель оказались заброшенными. Если до войны примерно треть сирийцев жили за чертой бедности, то, по данным на 2024 год, в таком положении оказалось 90% населения.

8 декабря исполнится год, как оппозиционные силы вошли в столицу Сирии и вынудили президента Башара Асада покинуть свой пост. Страна до сих пор фрагментирована. Власть в Дамаске пока не контролирует всю территорию и не в состоянии обеспечить безопасность, особенно национальных и религиозных меньшинств, а также обеспечить людей продуктами питания, топливом, электроэнергией.

Будущее Сирии пока остается неопределенным. Тем не менее сирийцы не теряют надежд на возрождение своей страны и связывают это в том числе с Россией. Как отметил один из сотрудников МИД Сирии, не пожелавший покидать страну после падения прежнего режима и продолживший работать в ведомстве, за восемь десятилетий российско-сирийские отношения прошли через множество важных этапов. Советский Союз оказал поддержку сирийскому народу в его борьбе за независимость и освобождение от французского колониализма. СССР, затем Российская Федерация предоставляли Сирии значительную экономическую и материально-техническую помощь, содействие в военном деле и подготовке национальных кадров.

По мнению дипломата, Россия и Сирия объективно нуждаются в друг друге. Поэтому в Дамаске на визит президента Ахмеда аш-Шараа в Москву возлагали большие надежды. Судя по реакции ряда сирийских и панарабских изданий, эти ожидания в какой-то степени оправдались – российская сторона дала понять, что теперь отношения будут развиваться на принципиально новой, сугубо прагматичной основе – равенства и взаимной выгоде.

Напомним, что начало новым отношениям было положено в феврале этого года, когда президент России Владимир Путин позвонил новому главе Сирии. Он заверил, что Москва остается привержена принципу «единства, суверенитета и территориальной целостности сирийского государства», и подтвердил готовность и дальше помогать Дамаску в улучшении социально-экономической обстановки. Для многих этот звонок, возможно и для самого аш-Шараа, стал большой неожиданностью.

В июле состоялся визит в Москву главы МИД Сирии Асаада аш-Шейбани и представительной делегации Министерства обороны. Дамаск посетила российская делегация во главе с вице-премьером Александром Новаком, по словам которого развитие отношений с Сирией происходит под руководством Путина.

Действительно, сирийское направление является для нашей страны одним из приоритетных. Сирия, находящаяся в центре Ближнего Востока, занимает стратегически выгодное географическое положение в этом регионе. Исторически она является перекрестком межконтинентальных торговых путей. Независимо от того, какой режим будет править в Дамаске, геополитический интерес к этой стране будет оставаться неизменным. Для России это путь в Юго-Восточную Азию и на Африканский континент.

По итогам встреч Путина с аш-Шараа 15 октября стало известно, что сирийская сторона заинтересована в поставках российской пшеницы, продовольствия, медикаментов и что наша страна готова к работе на нефтяных месторождениях Сирии. Вопросы участия России в восстановлении разрушенной транспортной и энергетической инфраструктуры в ближайшее время планируется обсудить на заседании Межправительственной комиссии по развитию торгово-экономического сотрудничества сторон.

В закрытом формате обсуждалась и судьба российских военных объектов в Сирии – в Хмеймиме, где базируются ВКС России, и Тартусе, где базируется отряд российского ВМФ. Россия также имеет военное присутствие на северо-востоке Сирии в аэропорту города Камышлы. О том, что речь на переговорах шла об этих объектах, подтвердил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Детали и достигнутые договоренности не разглашаются. Желающих рассорить Россию не только с Сирией, но и другими партнерами на Ближнем Востоке предостаточно. В Европе особо и не скрывают, что хотят ухода России из региона.

Судя по ответам на вопросы проекта RT «Мосты на Восток», президент Путин не раз говорил, что Россия не будет оставаться в Сирии вопреки воле ее руководства, но оно, судя по всему, а также целый ряд стран региона заинтересованы в том, чтобы «наше присутствие там сохранялось». Естественно, это уже не должно быть присутствием для поддержки военным путем законных властей против оппозиционных сил. Необходимо «переформатировать функционал». Так, одна из задач российских военных баз, которые могут быть полезны сирийцам и другим странам, – их использование в гуманитарных целях. Через них можно доставлять гуманитарные грузы из России, стран Персидского залива в страны Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Судя по всему, понимание того, что это будет востребовано, у нынешнего руководства Сирии есть.

Детали, как было объявлено, станут предметом предстоящих переговоров. Судя по заявлениям некоторых официальных лиц с обеих сторон, руководство Сирии запросило у России военно-техническую помощь, взамен гарантируя сохранение российских военных объектов. Но конечная цена за продолжение их функционирования на сирийской земле должна быть реалистичной, устраивающей обе стороны.

Что касается внутриполитической обстановки в Сирии, то она непростая. Часть ее территории оккупирована Израилем, настаивающим на создании буферной зоны в интересах своей безопасности. Северо-восток контролируют курды. Турция присутствует на севере. Не решена окончательно друзская проблема. В ряде регионов не прекращаются нападения на алавитов и христиан. 16 октября неподалеку от города Дейр-эз-Зор в результате срабатывания на шоссе взрывного устройства погибли четверо и ранения получили девять сотрудников службы безопасности нефтяного предприятия. 18 октября взрывное устройство, заложенное в автомобиль, было применено в городе аль-Букемаль – серьезное ранение получил сотрудник внутренней безопасности. Ответственность за эти теракты никто не взял. Но, судя по почерку, за ними стоит признанное террористическим и запрещенное в РФ «Исламское государство».

В Москве убеждены, что все страны, имеющие влияние на Дамаск, на различные этноконфессиональные и политические группы, должны быть заинтересованы в единстве Сирии. Россия будет помогать сирийским партнерам и сотрудничать в этих вопросах со странами, которые продвигают свои интересы в Сирийской Арабской Республике, но вмешиваться в ее внутренние дела не намерена.

Еще совсем недавно аш-Шараа и члены его правительства с оружием в руках боролись с законной властью в стране, но та не смогла ее удержать и позорно бежала. Теперь власть в руках бывших оппозиционеров, которые пытаются стать государственниками. От новой сирийской власти не исходит угроз России. Это подтвердил на встрече в Кремле аш-Шараа, по словам которого «отношения с Россией носят прагматичный характер», а у Дамаска и Москвы есть общие «стратегические интересы».

В условиях тяжелого наследия Дамаску крайне необходимы международные партнеры, способные оказывать влияние на мировую политику. Одним из них может стать Россия. Визит аш-Шараа и его переговоры с Путиным стали свидетельством формирования нового партнерства, когда сохранение стабильности на территории Сирии и ее возрождение гармонично сочетаются с прагматичной потребностью России сохранить свое влияние на Ближнем Востоке. Но успех задуманного будет зависеть от обеих сторон.


статьи по теме


Читайте также


Курская область закупит новое медицинское оборудование

Курская область закупит новое медицинское оборудование

Иван Шварц

Правительство сохранит льготы для отечественного программного обеспечения

0
2552
Потребительские расходы в России упали до исторического минимума

Потребительские расходы в России упали до исторического минимума

Михаил Сергеев

Подавление экономического роста увеличило число пессимистов

0
4166
Турция расширяет военный плацдарм в Сирии

Турция расширяет военный плацдарм в Сирии

Игорь Субботин

Анкара продлила на три года мандат на трансграничные операции

0
3042
Константин Ремчуков. КНР занялась Shell Oil и Unilever в ответ на захват Нидерландами китайского чипмейкера Nexperia

Константин Ремчуков. КНР занялась Shell Oil и Unilever в ответ на захват Нидерландами китайского чипмейкера Nexperia

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 20.10.25

0
5379

Другие новости