Фото Reuters
В Кабуле создан центр координации действий иностранных джихадистов, прибывших в Афганистан из Китая, России, Сирии и Центральной Азии. Этот центр контролируется спецслужбами афганского «Талибана», которые смогли объединить на одной инфраструктурной платформе представителей основных джихадистских брендов. Ключевую роль в кабульском координационном центре играют представители уйгурских боевых групп.
Информированные источники сообщают, что как минимум с сентября 2025 года в кабульском районе Шашдарак функционирует база иностранных боевиков-джихадистов. Командиром базы является Сухейль Мухаджир – этнический уйгур, выходец из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. Под его контролем находятся иностранцы, главным образом китайские уйгуры и уроженцы Узбекистана. Численность боевиков на базе меняется, но постоянным остается костяк в 15–20 человек.
База в Шашдараке находится под личным контролем начальника Главного управления разведки (ГУР) Афганистана Абдул Хака Васика (кстати, в том же районе Кабула располагается и главная штаб-квартира ГУР). Начальник Генерального штаба армии «Талибана» Кари Фасихуддин Фитрат курирует деятельность шашдаракской базы, выполняя роль координатора с талибскими структурами прежде всего на севере Афганистана. Отметим, что бадахшанец Кари Фасихуддин считается «королем» афганского Бадахшана: эта провинция граничит одновременно с Таджикистаном, Китаем и Пакистаном и имеет большое значение для террористической инфраструктуры в регионе.
База в кабульском Шашдараке тесно связана с иностранными джихадистскими группами, дислоцирующимися в северных афганских провинциях, в частности Бадахшане и Баглане. Ведущую роль в этих группах также играют уйгурские боевики – выходцы из СУАР КНР. В афганском Бадахшане источники обращают внимание на фигуру Абдура Рахмана Мухаджира – этнического уйгура, уроженца Восточного Туркестана (КНР), который несколько лет находится на территории Афганистана и является активным участником регионального джихадистского сообщества. Абдур Рахман Мухаджир занимает пост заместителя шейха Закира, военного руководителя запрещенного в РФ террористического «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ).
Абдур Рахман Мухаджир играет важную роль в системе обеспечения иностранных боевиков в Северном Афганистане. Он часто бывает в Бадахшане, где закупает оружие, боеприпасы и снаряжение для джихадистов. Так, в сентябре с.г. Мухаджир в очередной раз проехал по бадахшанским районам и ущелью Хостак, где купил крупную партию различного оружия, боеприпасов и амуниции. Талибские власти не только не препятствовали этим операциям функционера ИДУ, но и оказывали ему всяческое содействие: приобретенные боеприпасы Абдур Рахман Мухаджир разместил в доме Захируллы, заместителя начальника финансовой службы пограничной бригады «Талибана» в Кала-и-Так, в районе Бахарак.
В северной афганской провинции Баглан, где постоянно проживает с семьей Абдур Рахман Мухаджир, располагается одна из самых крупных военных баз иностранных джихадистов. Она находится в ущелье Каркар и занимает площадь примерно в 1 тыс. кв. м. На территории базы находятся штаб-квартиры лидеров уйгурских и узбекских боевиков – Хаджи Фуркана, военного руководителя запрещенного в РФ террористического «Исламского движения Восточного Туркестана» (ИДВТ), и Закира, главы ИДУ. Там же значительную часть времени проводят Кари Сирадж, заместитель Хаджи Фуркана, руководитель службы логистики базы Кари Зайд и ключевые командиры Джафар, Салахуддин и Хаджи Салман.
Как сообщают источники, на базе в Каркаре работают мастерские по сборке и ремонту ударных беспилотников, находятся склады с оружием и боеприпасами. Там же действует специальная «джихадистская школа» для подготовки террористов-смертников. Около полутора месяцев назад вербовщики с каркарской базы начали массовый набор среди афганских талибов северных провинций (этнических таджиков и узбеков) и уже привлекли в свои ряды около 500 человек. Особое внимание руководители уйгуро-узбекской базы в Каркаре уделяют своему влиянию на севере Афганистана. Уйгур Фарук Мухаджир отвечает за бадахшанское направление (он же ежедневно в режиме онлайн проводит часовые занятия с иностранными боевиками), Закир – за кундузское, Кари Зайд – за багланское (он также решает вопрос выплаты денежного довольствия всем новобранцам базы). Логистику базы обеспечивает Кари Фасихуддин, начальник Генштаба армии «Талибана».
Вообще иностранные боевики очень тесно интегрированы в структуры режима талибов в Афганистане. В ноябре 2025 года стало известно о размещении более 400 уйгурских, узбекских и таджикских моджахедов – членов различных террористических групп в воинских подразделениях афганского «Талибана» в провинции Бадахшан. Достоверно известно, что сотни вооруженных выходцев из СУАР КНР, Таджикистана и Узбекистана сегодня дислоцируются в пограничных батальонах и 3-й дивизии «Омари» армии афганских талибов. Многие из этих боевиков принимали участие в недавних вооруженных столкновениях с армией Пакистана, после чего были возвращены в места постоянного базирования в провинциях Бадахшан, Баглан и Кундуз. Источники сообщают также, что 74 террориста-смертника, обученные на базе Каркар, были по приказу Хаджи Фуркана отправлены из Баглана в Кандагар для участия в операциях против Пакистана.
5 ноября в одной из гостевых резиденций Шашдарака в Кабуле состоялась встреча лидеров основных иностранных джихадистских группировок с шефом разведки афганского «Талибана» Абдул Хаком Васиком. Во встрече принимали участие представитель пакистанского «Талибана» мулла Талха, лидер уйгурских моджахедов Хаджи Фуркан, Закир, представитель запрещенного в РФ террористического «Джамаата Ансарулла» (таджикские талибы) Джафар, представитель запрещенного в РФ террористического «Исламского государства» (ИГ) в Афганистане этнический уйгур Абдул Хак Уйгури, а также около 30 оперативников разведки и службы пропаганды уйгурского ИДВТ. На совещании среди прочих вопросов обсуждались возможные совместные операции против Таджикистана боевиков «Джамаат Ансарулла» и пакистанского «Талибана» при поддержке уйгурских джихадистов. Оптимальным временем для проведения таких операций участники совещания считают весну 2026 года.





