0
123
Газета Экономика Печатная версия

10.12.2025 20:16:00

Приостановка найма работников – ответ работодателей на финансовую неопределенность

Повышение налога на добавленную стоимость может нарушить планы борьбы с инфляцией в начале 2026 года

Тэги: заморозка найма компаниями, финансовая неопределенность, перевод сотрудников на укороченную неделю, повышение ндс, динамика зарплат


заморозка найма компаниями, финансовая неопределенность, перевод сотрудников на укороченную неделю, повышение ндс, динамика зарплат Фото Reuters

В Центробанке (ЦБ) сообщили о нормализации на рынке труда, которая начинает гасить рост зарплат, что дает ЦБ надежду на замедление инфляции. Но на практике все сложнее: сокращение числа вакансий свидетельствует не столько о решении кадровой проблемы, сколько о вынужденной заморозке найма компаниями, бюджеты которых в условиях финансовой неопределенности уже не позволяют повышать зарплаты, даже несмотря на то что в ряде отраслей они так и не достигли приемлемого для работников уровня. При этом уже сейчас известен фактор, способный нарушить планы борьбы с инфляцией в начале следующего года, – повышение налога на добавленную стоимость (НДС).

Постепенное охлаждение внутреннего спроса, в том числе за счет поддержания жесткой денежно-кредитной политики, способствует снижению напряженности на рынке труда, сообщил ЦБ в новом выпуске мониторинга «О чем говорят тренды».

Другими словами, это значит, что когда произведенная продукция остается не востребованной на рынке (из-за того, что кредиты, которые необходимы для ее приобретения, недоступны), у предприятий уже нет повода наращивать выпуск, а значит, и расширять штат сотрудников.

Ссылаясь на данные по рекрутингу и опросы, в том числе проведенные самим Банком России, авторы мониторинга указали на «дальнейшее смягчение дефицита кадров» и на то, что «конкуренция за работников на рынке труда постепенно ослабевает». «Более умеренными становятся ожидания компаний по найму и оценки соискателей относительно легкости поиска новой работы», – уточнили в ЦБ.

Такая постепенная «нормализация» начинает сказываться на динамике заработных плат – их рост замедляется, сокращая «разрыв с темпами роста производительности».

«Если условия для сбережений останутся привлекательными, то потребительский спрос будет становиться более сдержанным. В результате рост потребительских цен замедлится», – считают в ЦБ. Но, как следует из мониторинга, для «закрепления текущих трендов» все равно нужно сохранять «сдерживающее влияние» со стороны денежно-кредитной политики.

233-4-2480.jpg
Численность занятых неполное рабочее
время, в тыс. человек.  Источник: Центробанк
По мнению экспертов ЦБ, на необходимость поддержания жестких денежно-кредитных условий, причем продолжительный период времени, указывает рост инфляционных ожиданий: «Ценовые ожидания предприятий в ноябре достигли максимума с января 2025 года. Продолжился рост ценовых ожиданий производителей потребительских товаров. Выросли и остались на повышенном уровне инфляционные ожидания населения».

Да и в целом баланс рисков остается смещенным в сторону проинфляционных. «В начале 2026 года в динамике цен проявится эффект от увеличения ставки НДС и других налоговых новаций. Прямой эффект на цены от изменения налога является разовым. Однако высока вероятность проявления значимых вторичных эффектов на динамику цен через повышение инфляционных ожиданий», – сообщили в Центробанке.

Упомянутая нормализация на рынке труда, однако, выглядит противоречиво. С одной стороны, по данным HeadHunter (hh.ru), в ноябре этого года, на первый взгляд, действительно можно говорить о завершении кадрового кризиса. Число активных вакансий сократилось почти на треть по сравнению с тем же месяцем прошлого года. И специально рассчитываемый hh.индекс в целом по экономике подскочил сразу до отметки 8,1 после 7,3, зафиксированных в октябре.

Индекс рассчитывается как отношение среднего числа активных резюме к среднему числу активных вакансий. Его значение в диапазоне от 8 до 11,9 свидетельствует о высоком уровне конкуренции соискателей за рабочие места – о формировании рынка работодателя, диктующего свои условия, в противовес рынку кандидата, который продолжительное время наблюдался ранее, когда условия своего трудоустройства диктовал работник.

Однако, с другой стороны, судя по исследованию консалтинговой компании Neo, продолжительный период сохранения высокой ключевой ставки и сокращение спроса на продукцию компаний приводят к приостановке или частичной отмене инвестиционных проектов по расширению, модернизации и развитию.

И на этом фоне компании действительно сокращают размещение вакансий. Происходит именно заморозка найма – «один из самых быстрых и наименее рискованных для бизнеса способов снизить операционные расходы в условиях неопределенности».

«Такой подход позволяет добиться быстрого улучшения финансового состояния, однако требует значительных усилий по сохранению текущих команд и создает дополнительную нагрузку на сотрудников», – сообщается в исследовании под названием «Кадровые стратегии российских компаний: тренды и вызовы 2025–2027 годов» (в его основе глубинные интервью и анкетирование более 70 работодателей из ключевых отраслей экономики, но с преобладанием горной добычи, металлургии, агропрома, IT-сферы, телекома, финансового сектора, химпрома).

Этот опрос выявил еще одну проблему рынка труда. «Несмотря на целенаправленную политику по привлечению и найму молодых специалистов, лишь каждый четвертый участник исследования отметил, что средний возраст сотрудников снизился за последние два года. Текущий возрастной баланс пока не создает серьезных рисков. Однако если в ближайшие пять лет ситуация не изменится, компании могут начать испытывать серьезное давление из-за нехватки молодых специалистов», – предупредили эксперты Neo.

Серьезный вызов – не только привлечение молодежи, но и ее удержание: треть молодых сотрудников увольняется в течение первых трех месяцев работы; половина оставшихся уходит из компании в течение первого года.

Еще одно противоречие рынка труда касается планов предприятий переводить сотрудников на укороченную рабочую неделю. Глава «Автоваза» Максим Соколов подписал приказ о возвращении к полной пятидневной рабочей неделе с 1 января 2026 года. 

Четырехдневный график работы на предприятии действовал с конца сентября 2025-го. Как тогда пояснял автопроизводитель, причинами перевода сотрудников на укороченную неделю стали высокая ключевая ставка ЦБ и ужесточение требований регулятора к заемщикам по автокредитам (см. «НГ» от 10.08.25).

Возврат к полноценной рабочей неделе можно расценивать как локальное оздоровление. Но одновременно с этим в вышедшем сейчас мониторинге ЦБ сообщается, что показатели неполной занятости  в экономике РФ все же «несколько выросли».