0
79
Газета Политика Печатная версия

10.12.2025 20:46:00

КПРФ попалась в ловушку быстрых отечественных соцсетей

Алгоритмы замедленных в России интернет-ресурсов не препятствуют левой агитации

Тэги: кмпрф, левая агитация, просмотры выступления на зарубежных платформах, загадка алгоритмов соцсетей

Online-версия

кмпрф, левая агитация, просмотры выступления на зарубежных платформах, загадка алгоритмов соцсетей Ролик с выступлением депутата Госдумы Сергея Обухова граждане охотнее смотрели через VPN. Кадр из видео с канала КПРФ LIVE на YouTube

Коммунисты обеспокоены тем, что распространять онлайн-агитацию становится все сложнее. Проведенный в КПРФ анализ показал, что даже самые громкие заявления собирают мало просмотров на отечественных платформах в отличие от зарубежных. Разрыв между аудиториями может составить сотни, а иногда и тысячи раз. Например, в иностранном Youtube ролик о выступлении в Госдуме члена президиума ЦК Сергея Обухова с жесткой критикой власти за неделю увидело почти 2 млн человек, а в «ВКонтакте» – лишь 5 тыс. И в партии пока не знают, как выпутываться из ловушки пока еще быстрых российских соцсетей на фоне всеобщего падения скорости доступа граждан к другим интернет-ресурсам.

Обухов публично сообщил о том, что коммунисты, похоже, выявили еще один способ борьбы с партией, назвав его «загадкой алгоритмов социальных сетей». Партийная комиссия по интернету и соцсетям установила, что, например, итоги просмотра фрагментов выступления самого Обухова 2 декабря на заседании Госдумы, где он заявил о введении в России де-факто «налога на бедность», на иностранных и отечественных платформах на первых порах различались в тысячу раз.

«Наши соотечественники на «тормознутом» Youtube за первые дни просмотрели в аккаунте КПРФ фрагмент моих парламентских дебатов 1,011 млн раз, а вот на прекрасном отечественном продвинутом «ВКонтакте» в таком же в аккаунте КПРФ за это же время – целых 911 раз», – сообщил он. Обухов предположил, что это, похоже, объясняется настройками алгоритмов в отношении партии. Он привел и другие варианты объяснений: «Разные вкусы? Разные аудитории? «Англичанка гадит»? Они, по его мнению, вполне возможны, но все же не столь вероятны.

И как выяснила «НГ», Обухов – это не единственный пример. Например, одно из заявлений депутата Госдумы от КПРФ Георгия Камнева в адрес «Единой России» набрало в Youtube почти 600 тыс. просмотров, а в «ВКонтакте» – 3,6 тыс. Критика депутатом Николаем Коломейцевым политики Центробанка и остальных финансовых властей, которая, дескать, «губит страну», привлекла внимание более полумиллиона зрителей Youtube. И только 1,6 тыс. человек в «ВКонтакте».

Руководитель комиссии ЦК КПРФ по информационным технологиям Марат Музаев сообщил «НГ», что у партии есть свои каналы в «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Дзене», Telegram, а теперь уже и в мессенджере Мах. Случаи с минимизацией громких депутатских высказываний не единичны, заявил он. Да и ТВ-канал КПРФ «Красная линия» на отечественных платформах собирает просмотров в сотни и даже тысячи раз меньше, чем на иностранных сетевых ресурсах. «Мы не можем понять, это совпадение или сознательная цензура в виде настроенных алгоритмов. Такое ощущение, что наши публикации не попадают в ленту новостей и не рекомендуются к просмотру, даже если ролики смотрятся и отмечаются довольно большим количеством лайков. Это такая отрицательная селекция», – пояснил Музаев. В КПРФ пытаются проанализировать эту закономерность, но пока пришли к выводу о стабильности только одного фактора: «В иностранных соцсетях и мессенджерах, на иностранных платформах просмотры одного и того же контента в десятки, сотни – иногда и в тысячи раз больше, чем на отечественных. То есть получается, что «рекомендательные ленты» в наших соцсетях для КПРФ «нерекомендательные».

По информации «НГ», больше всего подписчиков у КПРФ в «ВКонтакте» – 109 тыс. но там просмотров меньше, чем на других платформах. Например, в «Одноклассниках» (37 тыс. подписчиков) просмотров примерно в два раза больше. Самая плохая ситуация в «Дзене» (40 тыс. подписчиков), где внимание зрителей исчисляется сотнями, если не десятками случаев. В новом мессенджере Мах у КПРФ пока около тысячи подписчиков. А вот в Telegram (17 тыс. подписчиков) примерно на порядок больше просмотров, чем в том же «ВКонтакте». И наилучшее положение у КПРФ на Youtube, откуда она уходить не собирается, несмотря на все проблемы со скоростью: стабильные сотни тысяч просмотров, а у роликов, которые становятся вирусными, – по несколько миллионов.

Однако в последнее время в регионах в принципе стал плохо работать интернет, когда некоторые иностранные платформы просто естественным образом не открываются, не говоря уже об их специальном замедлении. В этой связи, считает Музаев, партии в рамках подготовки к выборам 2026 года придется искать новые подходы к цифровой агитации и при этом активно возвращаться «к аналоговой». И он напомнил «НГ», что ЦК как раз всячески рекомендует сочетать обе методики. А опыт уже показывает: те реготделения, которые сосредотачивали агитацию в интернете, достигали меньших успехов, чем те, которые дополняли сетевую работу традиционной агитацией лицом к лицу.

Обухов же сказал «НГ», что интернет-агитация все эти годы служила «форточкой» для оппозиционных партий, и, закрывая эту форточку, власть ставит их в безвыходное положение: «Нам остается только раздавать печатную агитацию. Но во-первых, ее на улицах теперь часто запрещают, если ты не депутат Госдумы, а во-вторых, часто тиражи газет просто изымают. И в-третьих, для этого, конечно, нужны совсем другие финансовые ресурсы». По его словам, КПРФ будет искать выход перед кампанией 2026 года, но точно не такой, какой предложил спикер Госдумы Вячеслав Володин как раз после выступления Обухова 2 декабря: «Единая Россия» не собирается отдавать власть, потому что вы ее отдали, а сейчас все время хотите назад вернуть. Не получится так, поезд ушел, набрал обороты. Поэтому надо в действующей политической системе найти место».

«НГ» спросила экспертов, какой сегодня действительно есть выход у оппозиции для организации своей агитации. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Если коммунисты смогут доказать, что это именно цензура, а не потеря интереса к партии на отечественных платформах, то тогда это становится интересно избирателям. Это можно будет использовать в агиткампании, укрепляя имидж оппозиционной партии. Но в любом случае КПРФ придется искать новые формы работы с избирателями – и офлайн, и онлайн. То есть искать новые каналы коммуникации». По его мнению, встроиться в провластную повестку КПРФ никак не может себе позволить, чтобы не потерять лицо, но договариваться с модераторами о кое-каких подходах к избирательным кампаниям все равно придется. «Строить ту же думскую кампанию на чистом контрпозиционировании сейчас себе дороже», – заметил Мухин. 

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что соцсети в последние 10-15 лет стали сопоставимы с ТВ по влиянию на информационное поле, а кое-где и опередили телевизор. «Замедление иностранных платформ и блокировка иностранных мессенджеров ставит оппозиционные партии в неудобное, если не в безвыходное положение. Сперва партии загнали в интернет, а потом этот интернет ограничили. Наши же отечественные платформы с самого начала контролируются тщательнее и шансов там меньше», – отметил он. Поэтому логичным выходом для КПРФ стало бы усиление борьбы за свободный интернет. Этим партия убила бы двух зайцев: возможно, добилась бы послаблений и точно привлекла бы внимание электората из числа «рассерженных горожан». При отказе от этого варианта выходом остается возвращение к традиционным формам: митинги-концерты, агитация «от двери к двери», раздача газет, встречи во дворах, тотальная расклейка. Это сильно удорожит выборные кампании, а в условиях ограниченных финансовых ресурсов у оппозиции будет меньше шансов, чем было бы с интернетом, но ничего другого, похоже, и не остается.