Президент Ахмеда аш-Шараа Фото Reuters
Сирия 8 декабря встречает первую годовщину падения правительства Башара Асада, после которого страна вступила в пятилетний период политического транзита под руководством президента Ахмеда аш-Шараа, некогда известного полевого командира. Выступая на днях на Дохийском форуме, сирийский лидер уверил, что процесс перехода двигается по графику, без проволочек. «Мы провели всеобъемлющую конференцию по национальному диалогу, результатом которой стала временная конституционная декларация, – напомнил он. – Эта декларация предоставила президенту полномочия оставаться у власти пять лет, в течение которых будут приняты многочисленные законы и разработана конституция, которая станет основополагающим принципом для системы государственного управления. Через четыре года мы обязательно проведем (президентские. – «НГ») выборы». Аш-Шараа добавил, что процесс требует «больше времени в связи с характером и сложностью переходного периода».
Хотя страна в течение года стремительно преодолела инерцию многолетней дипломатической и экономической изоляции, добившись поэтапной отмены международных санкций, период транзита действительно сложно назвать простым. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН, в Арабской Республике сохраняется одна из наиболее глубоких чрезвычайных гуманитарных ситуаций в мире: из всего населения Сирии в 23,2 млн человек примерно 14,5 млн страдают от углубляющегося дефицита продовольственной безопасности. Экономика страны нуждается в регулярной международной поддержке. Представители этноконфессиональных меньшинств до сих пор сталкиваются с немотивированным насилием со стороны сторонников переходного правительства из числа бывших радикальных боевиков. А интеграция в состав государства регионов Сирии, сейчас де-факто существующих автономно, пока выглядит слишком неподъемной.
На этом фоне регулярно появляются слухи о подготовке переворота. В апреле МВД переходного правительства Сирии пришлось признать, что такие попытки действительно предпринимались бывшими сторонниками Асада, однако кампания оказалась провальной благодаря своевременному вмешательству силового аппарата.
Но, как сообщили на днях многочисленные источники Reuters, представители рухнувшего режима по-прежнему вынашивают планы по насильственной смене власти. По крайней мере, в некоторых районах. По версии собеседников агентства, бывшее окружение Асада переправляет миллионы долларов десяткам тысяч потенциальных сторонников, надеясь организовать восстание против переходного правительства, возглавляемого аш-Шараа, и восстановить часть утраченного влияния. В числе инициаторов кампании называют бывшего главу военной разведки Камаля Хасана и некогда богатейшего человека Сирии и кузена Асада Рами Махлуфа.
По сведениям Reuters, многомиллионные транши направляются алавитам – конфессиональной общине, выходцами из которой были Асад и его окружение. По-видимому, таким образом заговорщики хотят воспользоваться недоверием, которое возникло между действующими властями и представителями меньшинств на фоне неконтролируемых вспышек насилия, и отколоть прибрежные районы Сирии, компактно населенные алавитами, от остальной части страны. И пока бывшие члены радикальных формирований, участвовавших в наступлении на Дамаск год назад, без оглядки на переходное правительство совершают преступления, риски переворота сохраняются.
Неслучайно в августе этого года администрация президента США по закрытым каналам потребовала от правительства, возглавляемого аш-Шараа, очистить армию от бывших членов джихадистских формирований, даже если они сражались бок о бок с действующим президентом. В США всерьез считают, что если сирийский лидер даст радикалам остаться в вооруженных силах, которые пока еще обретают форму, то это приведет к самоуничтожению действующей политической системы Сирии. В этих условиях юг и восток Арабской Республики продолжат существовать в автономном режиме, а сама страна вернется к эпохе «прокси-войн и террористических нападений с участием смертников», рассуждали официальные лица США.
В таких условиях переходное правительство Сирии вынуждено опираться на международную помощь в подготовке своих сил безопасности. Это происходит в том числе со стороны России. Как заявил в прошлом месяце агентству РИА Новости официальный спикер МВД Сирии Нуреддин аль-Баба, Москва вполне могла бы сыграть роль «в развитии сектора безопасности и полиции в Сирии». «Между сторонами могут быть заключены соглашения в сфере безопасности при наличии общих угроз. Кроме того, возможно сотрудничество, обмен опытом, координация и обмен информацией в интересах обеих стран», – не исключил представитель ведомства.
Таким же фактором в сфере безопасности российская сторона, как ожидается, может стать на юге Сирии, который сотрясают не только стихийные вооруженные выступления отдельных друзских группировок, но и военная активность Израиля, после 8 декабря удерживающего ряд приграничных районов. По данным израильских СМИ, Москва и Дамаск активно обсуждают дислокацию российских военных патрулей на юге Арабской Республики, как это было в эпоху Асада. Как сообщало в середине ноября МВД Сирии, российская делегация в сопровождении сирийских коллег даже нанесла обзорный визит в южные районы страны, проследовав в том числе по маршрутам, которые долгое время были недействующими из-за близости израильских военных.
Вероятно, обсуждаются и поставки оружия Дамаску. Без иностранной поддержки аш-Шараа вряд ли может преодолеть все трудности, возникающие в период транзита. Но самое главное, чтобы эта помощь не вселила в него и его окружение излишнюю самоуверенность. Ту самоуверенность, которая в свое время дала свергнутому президенту Асаду повод отложить в долгий ящик все реформы, столь необходимые для прекращения гражданской войны и возвращения к нормальной жизни.




