Госсекретарь Марко Рубио рекомендовал президенту США Дональду Трампу ввести санкции против России. Фото Reuters
После российско-американского саммита на Аляске президент США Дональд Трамп не увидел свидетельств того, что Москва готова прекратить огонь на Украине и заключить мирное соглашение. В результате 22 октября он отменил встречу с президентом РФ Владимиром Путиным в Будапеште, которую сам и анонсировал. Она отложена на неопределенное время, пока, по мнению Трампа, не удастся «достичь нужной цели».
Путин подтвердил, что речь идет о переносе, а не об отмене встречи. «Что можно сказать? Диалог всегда лучше, чем какая-то конфронтация, чем какие-то споры или тем более война. Поэтому мы всегда это поддерживали, продолжение диалога, и сейчас это поддерживаем», – подчеркнул российский лидер. «И для меня, и для американского президента было бы ошибкой подойти к этому легко и выйти после этой встречи без ожидаемого результата», – пояснил он. Путин убежден, что у России и США есть много направлений для сотрудничества, если обе страны перейдут не к давлению, а «к серьезному разговору на перспективу».
В Вашингтоне, напротив, предпочли тактику давления, объявив о введении санкций против крупнейших российских компаний «Роснефть» и ЛУКОЙЛ и их 34 дочерних фирм. Это первые рестрикции, введенные США против Москвы после возвращения Трампа на пост президента. И что характерно, сделал он это синхронно с Евросоюзом, который принял уже 19-й пакет антироссийских санкций. Так было при экс-президенте Джозефе Байдене, который, кстати, так и не решился вводить штрафные меры в отношении нефтяных компаний РФ.
Пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт назвала американские санкции «действительно серьезными», которые, как ожидается, нанесут России огромный вред. Но, по информации The Wall Street Journal, Трамп выбрал не самый жесткий рычаг, чтобы принудить Москву остановить боевые действия на Украине. На столе у американского президента якобы было несколько вариантов действий, в том числе более масштабных.
Bloomberg со ссылкой на источники в Белом доме сообщило, что Трамп принял решение о введении санкций против России с подачи госсекретаря Марко Рубио. В течение девяти месяцев президент сопротивлялся призывам ужесточить санкции США, надеясь лично договориться с Путиным и завершить конфликт на Украине. Однако мнение Рубио о том, что Россия твердо придерживается своей позиции и не готова к компромиссам, стало ключевым фактором в изменении точки зрения Трампа, передало агентство.
Рубио укрепил свое влияние в Белом доме, совмещая должности госсекретаря и и.о. помощника президента по национальной безопасности. Его жесткая линия контрастирует с более мягкой стратегией, как считают, лояльного Москве спецпосланника Стива Уиткоффа, который вел переговоры с российской стороной и добивался перемирия на Украине. Источники агентства утверждают, что именно Рубио взял на себя курирование работы над новой встречей Трампа с Путиным. И от Кремля ждут существенного смягчения позиции по Украине.
Между тем для переговоров в закрытом режиме с Уиткоффом и некоторыми другими представителями администрации в США прилетел глава Фонда прямых инвестиций и специальный представитель РФ по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев. Перед встречей он заявил, что попытается донести чиновникам в Белом доме, что им «нельзя становиться Байденами».
То есть, по словам посланника Кремля, не стоит следовать «ложным, абсолютно неправильным, провальным подходам» прежней администрации США.
В интервью CNN Дмитриев заявил, что Россия, Украина и США «близки к дипломатическому решению», которое позволит завершить боевые действия. «Я считаю, что настоящая проблема заключается в том, как продолжить диалог, как найти мирное решение кризиса, предлагая реалистичные решения, а не выдвигая нереалистичные», – сказал он.
Отвечая на вопрос, почему Путин отказывается согласиться на прекращение огня и замораживание линии фронта в ее нынешнем состоянии, Дмитриев пояснил, что Россия хочет не просто прекращения огня, а окончательного решения конфликта. По его словам, прекращение огня всегда может быть нарушено или использовано воюющими сторонами для перевооружения.
Похоже, визит Дмитриева в США можно считать подтверждением тезиса о том, что дверь для российско-американских переговоров остается открытой и не все шансы на урегулирование потеряны. Впрочем, время для визита было выбрано не самое удачное. Трамп отправился в турне по Азии, в ходе которого на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 30 октября в Южной Корее он встретится с председателем КНР Си Цзиньпином.
Президент США заявил, что на предстоящих переговорах с Си намерен обсудить вопрос урегулирования российско-украинского конфликта. «Одна из тем, о которых мы будем говорить, – это Россия и Украина. Я бы хотел, чтобы Китай помог нам с Россией», – сказал Трамп журналистам на борту самолета по пути в Куала-Лумпур.
По его словам, Вашингтон уже ввел «очень жесткие санкции» против Москвы. «Он (президент РФ Владимир Путин. – «НГ-Дипкурьер») говорит, что они не будут иметь большого эффекта. Не думаю, что он прав», – отметил Трамп.
Он уточнил, что постарается убедить китайского лидера перестать покупать российскую нефть. «Я буду говорить с ним о том, как мы можем закончить войну между Россией и Украиной: то ли через нефть, то ли через энергию, то ли через что-то другое. И я думаю, что он (Си Цзиньпин. – «НГ-Дипкурьер») будет очень восприимчив», – предположил Трамп.
В последние годы Китай, как и Индия, стал крупнейшим импортером российской нефти. После введения американских санкций агентство Reuters сообщило, что китайские покупатели стали искать альтернативных поставщиков, а государственные нефтяные компании якобы уже приостановили закупки нефти у России.
О том, что отказ Китая от приобретения российской нефти вряд ли может быть осуществлен даже в чисто техническом плане, сказал «НГ-Дипкурьеру» профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Цыплаков. По его словам, несмотря на сокращение поставок нефти из РФ в Китай за девять месяцев текущего года на 8,1%, по объемам закупок Россия (74,04 млн т) продолжала уверенно занимать первое место среди стран – экспортеров нефти в КНР, значительно превосходя Саудовскую Аравию (59,52 млн т).
«В минувшем сентябре закупки Китаем российской нефти по сравнению с августом увеличились на 4,3%. По итогам девяти месяцев года российская доля в совокупном импорте нефти Китаем составляла 17,5%, и заместить такой объем поставками из других источников, особенно в короткие сроки, не представляется возможным», – полагает эксперт.
Тем временем, как проинформировало Reuters со ссылкой на источники, США подготовили дополнительные санкции в отношении России, направленные на ключевые сферы ее экономики. Ограничения могут еще больше затронуть банковский сектор и инфраструктуру, обеспечивающую экспорт нефти. По данным агентства, Киев на прошлой неделе призвал Вашингтон отключить все российские банки от долларовой системы.
Параллельно сенаторы возобновили попытки добиться рассмотрения ранее отложенного двухпартийного законопроекта о санкциях против РФ. И Трамп готов поддержать новый пакет ограничений, однако маловероятно, что он одобрит его в ближайшее время. Скорее всего президент США будет выжидать несколько недель, чтобы оценить реакцию России на только что введенные ограничения, считают источники Reuters.
Как свидетельство резкой смены настроений в Вашингтоне агентство отмечает тот факт, что там уже обсуждают возможность использования замороженных российских активов. США поддерживает планы Евросоюза направить арестованные резервы ЦБ России в размере 210 млрд евро на закупку американского оружия для Украины. В США же заблокировано около 7 млрд долл. российских средств.




