0
187
Газета Регионы России Интернет-версия

27.10.2025 09:53:00

Голос священного Байкала

Забота о природе объединила ученых и шаманов


Для участников конференции «Голос Байкала» приготовили обширную культурную программу. Фото автора

В спорах об экологических проблемах Байкала порой слабо слышно тех, кто на этой земле, собственно, живет. Между тем для них это не просто памятник природы и родной дом, а в буквальном смысле сакральное место, с которым неразрывно связаны их традиции, обычаи, ритуалы, жизненный уклад и мировоззрение. Отношение к тому, что сейчас происходит на их земле, у этих людей особенно болезненное. Именно этот взгляд на экологические проблемы выдвинула на первый план конференция «Голос Байкала», прошедшая в Москве. Как показало обсуждение, об экологии Байкала заботятся пока недостаточно, но есть надежда, что в диалоге с местной общественностью государство, ученые, бизнес вместе могут сделать больше, чем делается сейчас.

Дух Байкала в Москве

На Байкале исторически проживают люди самого разного происхождения: эвенки, буряты и русские, шаманы, буддисты и православные, казаки и староверы. Интерес к местной культуре растет: например, в эти дни в Иркутске с аншлагом прошли спектакли по мифам и преданиям коренных народов региона. Не затерялся их голос и в Москве.

Конференцию «Голос Байкала» организовали буряты. «Важно знать историю своего народа, относиться с трепетностью и благодарностью к своим предкам, беречь свою землю, – пояснила бурятка Юлия Данилова, основатель Современной школы коучинга CTP school. – Дело не только в Байкале. Байкал – это жемчужина, ради который мы собрались. Но этот проект – про каждого из нас, про наш личный вклад в сохранение планеты, нашего общего дома».

«Байкал – это национальное достояние, его проблемы касаются каждого жителя нашей страны. Мы хотели привлечь к ним общественное внимание. В Москве очень много людей переживают за его состояние», – говорит общественный деятель, бурят Андрей Ершов.

Гостей встречали по бурятским традициям белой пищей – молоком. Каждому вручили разноцветные ленточки: загадав желание, их нужно повязать на дерево – еще одна национальная традиция. В музыкальной части программы – горловое пение каргыраа, игра на варгане, этно-танцы студии «Буин Хан».

Знакомство с народной культурой продолжалось за древней игрой в кости «шагай наадан». В каждой косточке – образ священных животных: овцы, козы, коровы, лошади и верблюда. В Бурятии эта игра официально признана национальным видом спорта. А на мастер-классах можно было, например, создать украшение из сибирских камней – тигрового глаза, пирита, аметиста, розового кварцы, яшмы и многих других. Каждый камень имеет особое значение – так, цитрин по поверьям обладает способностью «притягивать» деньги.

Выставка «Зов предков: искусство бурятского народа» знакомила с работами двух современных бурятских художников: Анатолия Цыденова и Солбона Лыгденова. Герои их произведений – духи природы, великие предки – хранители земли, кочевники – воины и шаманы, защитники природы. Картины наполнены сложной символикой, восходящей к буддистской философии и шаманской традиции.

Экспозиция акцентировала внимание на сакральном отношении бурят к природе, транслировала идею о том, что защита Байкала является не только экологической, но и этической обязанностью. Об этом пошла речь и в ходе прошедших на конференции дискуссий.

Не курорт, а храм

Байкал, как известно, – уникальный природный и географический объект: озеро возрастом в несколько десятков миллионов лет обладает 20% мировых запасов пресной воды, более половины местной флоры и фауны не встречается больше нигде в мире. А для живущих здесь людей это прежде всего священное озеро, духовное место с особой энергетикой. Байкальская экосистема для них – это памятник культуры, буквально живой храм.

Поэтому то, что происходит с Байкалом сейчас, они воспринимают как оскорбление. А происходит его разрушение. Проблем множество: строительство прямо на берегу озера, свалки мусора, неочищенные стоки, лесные вырубки, натиск туристов и т.д.

Например, скала Шаманка на западном берегу острова Ольхон. Это сердце Байкала, один из самых узнаваемых его символов и одновременно одно из самых сакральных мест. Буряты называют ее Бурхан, что значит «бог», и верят, что здесь живет главный дух Байкала. Раньше здесь не плавали на лодках и обвязывали коням копыта, чтобы не шуметь. Сейчас там толпы туристов, месту грозит разрушение, говорит Андрей Ершов. И подобная ситуация происходит повсюду.

«Священные места перегружены, происходит их загрязнение, земле не хватает сил для восстановления из-за слишком большого потока людей. Никто не инструктирует туристов, как правильно себя вести, все просто делают бизнес, – говорит шаман из Иркутска Танита Алганаева-Варнакова. – Скала Шаманка – это же вообще по факту могила шаманов, нельзя туда приближаться, нарушать их покой. Попробуйте в каменном храме вести себя так, как будто вы приехали на курорт. А у нас это природный храм».

«Природа не может быть защищена без участия людей: местные жители, коренные народы, экологические организации – это не внешние наблюдатели, а ключевые участники системы, носители знаний и традиций, способные обеспечить устойчивое взаимодействие со средой», – подчеркнула еще один иркутский шаман Ольга Петрова.

По ее словам, для шаманов, бурятов, эвенков, тувинцев, саха, алтайцев, монголов Байкал всегда был и остается сакральным храмом природы. «Тайга – это не лесопарк и не сырьевой склад. Ходя в лес, человек помнил, что он здесь гость, а не хозяин: взял – поблагодари. Так формировалась этика ответственности поглубже современных экологических норм, – заметила Ольга Петрова. – В традициях коренных народов существуют места, которых нельзя касаться ни топором, ни техникой, ни алчной рукой, мимо которых даже проезжать без уважения – грех. Эти знания живы в народе».

Традиции коренных народов можно и нужно интегрировать в программы сохранения Байкала и других природных территорий, создавая охранные участки по принципу священных мест – где не просто есть ограничения для человека, а полностью исключена возможность разрушения, призвала Ольга Петрова. А также важно создание единого координационного центра, который бы действовал в постоянном диалоге с обществом, наукой, бизнесом и нес бы персональную ответственность за состояние Байкальской экосистемы, добавила она.

Символ величия природы

Одна из главных системных проблем Байкала, по мнению экс-министра природных ресурсов Республики Бурятия, президента Союза охот- и лесопользователей Сибири и Дальнего Востока, эксперта по Байкалу Сергея Матвеева – кризис управления на всех уровнях власти. «У нас работают на выполнение показателей, на отчет, на освоение бюджета – а то, что происходит по факту, мы не понимаем. Вместо достижения реальных результатов мы готовим отчеты, – констатировал он. – Я называю это «бумажная экология». А общественники, простые люди все замечают. Они верят своим глазам, а не отчетам, по которым все прекрасно».

Для реальной защиты Байкала и проживающих здесь людей есть масса неиспользуемых возможностей, уверен эксперт. Например, известно, что в прилегающих регионах есть колоссальные залежи углеводородов. По словам Сергея Матвеева, очень странно, что территория, где добывается огромное количество газа, не имеет своего газоснабжения. Оно позволит убрать угольные выбросы, которые приводят к загрязнению воздуха и наносят удар по здоровью людей.

Недостаточно применяются современные технологии, в том числе космическая система наблюдения. А ведь она открывает огромные возможности, например, по контролю за состоянием лесов – сразу видно, где деревья вырубили, где заболел лес, где карьер раскопали, говорит Сергей Матвеев. С ее помощью в Бурятии в свое время была реализована простая противопаводковая система: анализ статистических данных и спутниковых снимков позволил точно определить, в каких местах нужно укрепить берега от наводнения, чтобы предотвратить разрушения домов и другие последствия.

А в индустрии туризма и гостеприимства нашли способы, как снизить экологическую нагрузку от роста турпотока. Количество отдыхающих только в Иркутской области в прошлом году составило около 1,5 млн человек, а будет в несколько раз больше, отметила эксперт в индустрии туризма и гостеприимства, посол гостеприимства Иркутской области Ольга Фищук: «У нас идет колоссальная экологическая нагрузка на топовые места. Поэтому мы, участники туристического рынка, начали думать, как можно пробудить экологическую осознанность, стать более экологичными, чистыми. И этот тренд сейчас набирает обороты».

Способов немало. Использование биотоплива и солнечных панелей, энергосберегающих лампочек и датчиков движения в системе коридорного освещения, сенсорных смесителей, экологичных материалов для отделки, раздельный сбор мусора – все это позволяет существенно снизить нагрузку на окружающую среду, а одновременно и затраты. Ольга Фищук поделилась и маленькими хитростями. Например, по гостиничным стандартам гостям обязаны предоставить воду в пластиковых бутылках – а микропластик является одним из главных загрязнителей Байкала. Но можно не выставлять эти бутылки в номерах, а выдавать по запросу – на самом деле в них нет необходимости, ведь в кране чистейшая байкальская вода.

Общественные инициативы – еще один важный формат защиты Байкала. Президент иркутского «Центра тропостроения», лидер АНО «Сила Байкала» Егор Власов занимается очисткой памятников природы от вандальных надписей. Их множество, они портят эстетическое восприятие достопримечательностей, не говоря уже о том, что размещаются в сакральных местах. «Сейчас не каменный век, можно и в соцсетях такое послание оставить. А еще лучше оставить память о себе хорошим поступком, пользой для родного места», – пояснил Егор Власов.

Формировать экологическое мировоззрение у подрастающего поколения помогает курс «Байкаловедение», который сейчас широко преподают в школах Иркутска, но еще очень мало – в остальной области. Курс создает целостное представление о Байкале как природном и культурном феномене, рассказала руководитель Экологического образовательного центра Байкальского музея Сибирского отделения РАН Елена Кузеванова. Ребята изучают биологию, географию, экологию, историю, выезжают на экскурсии и практикумы.

«Поведение человека по отношению к природе целиком и полностью зависит от его культуры, причем той ее части, которая находится в подсознании, – подчеркнул председатель научно-экспертного совета Всероссийского общества охраны природы, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян. – При этом если вы включите телевизор или выйдете в интернет – на вас валом повалит все, что отрицает экологию. Вас начнут уговаривать покупать ненужные вещи, вам будут рекламировать только то, что годится лишь для разового потребления, а потом будет выброшено».

Важнейшее значение в этом плане имеет понятие символа, отметил эксперт. «Если у человека или народа нет символов – они становятся роботами, – уверен он. – Байкал – это как раз в первую очередь такой символ величия и чистоты природы. И применительно к нему нужно руководствоваться главным экологическим императивом – не зная последствия действий, не следует их предпринимать».


Читайте также


Таиланд и Камбоджа заключили мир под присмотром Трампа

Таиланд и Камбоджа заключили мир под присмотром Трампа

Владимир Скосырев

Восточный Тимор стал 11-м членом АСЕАН

0
721
Центробанк пока так и не попал в цель по инфляции

Центробанк пока так и не попал в цель по инфляции

Анастасия Башкатова

Регулятор перечислил не зависящие от него факторы ускорения роста цен

0
1041
Человейники проигрывают частным домам

Человейники проигрывают частным домам

Михаил Сергеев

Малоэтажное строительство предлагают внести в планы развития территорий

0
1084
Президент Литвы предложил ограничить транзит в Калининград

Президент Литвы предложил ограничить транзит в Калининград

0
651

Другие новости