Многие россияне предпочитают жить в загородных домах, несмотря на отсутствие необходимой инфраструктуры. Фото РИА Новости
Чиновникам, банкирам и крупному бизнесу интересна продажа новых домов-человейников в крупных городах. Однако россияне предпочитают жить в индивидуальных домах, у которых вводимая площадь в полтора раза выше, чем у всех многоквартирных новостроек, вместе взятых. На этот конфликт интересов обращают внимание экономисты, предлагающие увеличить господдержку частного строительства и сделать ее частью перспективного территориального планирования.
В РФ оформился новый тренд предпочтений населения в выборе типа жилья: индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) преобладает в суммарных объемах ввода жилья. Рынки продаж жилья в многоквартирных домах сжимаются, а экономические преимущества индивидуального строительства усиливаются.
При этом рынки земли остаются как бы вне территориального планирования. Увеличение площади земель под ИЖС на федеральном уровне не планируется. А на уровне «регион – муниципальные образования» расширение земель под индивидуальную застройку оставляет желать лучшего, заявил президент Национального градостроительного общества Александр Кривов во время обсуждения проблем ИЖС в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Несмотря на высокий интерес россиян к жизни в индивидуальных домах, в РФ продолжается стягивание населения в города с чрезвычайно высокой плотностью застройки. Уже сегодня дневное население двух российских столиц достигает четверти от всего населения страны. При этом средняя площадь квартир в новостройках сократилась почти на 30% по сравнению с 2000 годом. А средняя этажность новостроек выросла за последние 10 лет с 14 до 19 этажей.
На бумаге чиновники вроде бы поддерживают частное загородное строительство: ИЖС упоминается в многочисленных стратегиях и планах, решены вопросы ипотечного кредитования и долевого участия граждан в строительстве. Но на деле картина выглядит немного иначе.
С 2022 года на федеральном уровне урегулирован вопрос строительства малоэтажных жилых комплексов с современной социальной и инженерной инфраструктурой, со школами и детскими садами. В теории есть возможность включения проектов малоэтажных комплексов в проекты комплексного развития территорий. «Казалось бы, все условия созданы. Однако в настоящее время на территории страны осуществляется строительство всего 13 малоэтажных жилых комплексов в 10 субъектах РФ. В рамках начатых очередей строительства планируется построить около 152 тыс. кв. м индивидуального жилья, что составляет менее 1% от годового объема ввода ИЖС», – сообщил зампред комитета Совета Федерации по федеративному устройству и региональной политике Александр Высокинский.
Одно из ключевых препятствий для новой застройки – это дефицит земель, пригодных для малоэтажного строительства. Комплексная малоэтажная застройка часто осуществляется на окраинах населенных пунктов или вблизи крупных городов и расположена отдаленно от инфраструктуры. «Это создает неудобства для жителей и снижает привлекательность такого жилья. Особенно остро эта проблема ощущается в центральных регионах страны, где земли, подходящие для малоэтажного жилищного строительства, уже заняты многоэтажной застройкой, промышленностью, сельским хозяйством или природоохранными зонами», – объясняет сенатор.
Для преодоления чрезвычайной скученности крупнейших городов РФ специалисты предлагают сформулировать новую градостроительную политику, а также разработать генеральную схему расселения и градостроительного развития РФ.
В начале года правительство Михаила Мишустина утвердило новую Стратегию пространственного развития России до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Теперь власти делают ставку не только на крупнейшие городские агломерации, но и на большой список «опорных населенных пунктов». Именно эти опорные пункты и должны поддерживать инфраструктурный и экономический каркас страны (см. «НГ» от 09.01.25).
При этом правительство РФ признает, что к 2030 году остановить отток населения в крупные города уже никак не получится. Ключевой показатель стратегии – доля постоянного населения опорных пунктов вне городских агломераций. Еще недавно эта доля составляла 26,7% от всего населения РФ. И к 2030 году она упадет до 25,6% в инерционном сценарии или до 26,1% в идеальном целевом сценарии. На практике это означает, что уже в ближайшие пять лет примерно 1,5 млн россиян переедут из стратегически важных для РФ населенных пунктов в крупнейшие города. И в лучшем случае новая правительственная стратегия сможет лишь восстановить нынешнюю численность населения важных опорных пунктов только к 2036 году (см. «НГ» от 07.08.25).
«При устойчивом росте экономики РФ экономическая активность продолжает концентрироваться в ограниченном числе субъектов РФ. Девять субъектов РФ обеспечивают наибольший вклад в совокупный валовой региональный продукт, включая Московскую и Санкт-Петербургскую городские агломерации, их доля в совокупном валовом региональном продукте увеличилась с 50,2% в 2016 году до 53,2% в 2022 году», – отмечается в обосновании новой Стратегии пространственного развития России.
По итогам заседания президиума Госсовета в апреле 2025 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству и ЦБ «утвердить в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» комплекс мер, направленных на развитие индивидуального жилищного строительства, обратив особое внимание на необходимость обеспечения субъектами РФ создания соответствующей инфраструктуры».

