0
8486
Газета Образование Интернет-версия

26.04.2016 00:01:00

Какая математика нужна будущим управленцам

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, профессор кафедры системного анализа и моделирования экономических процессов Финансового университета при правительстве РФ (Финуниверситет).

Тэги: экономика, менеджмент, высшее образование, профобразование, управление, математика


экономика, менеджмент, высшее образование, профобразование, управление, математика В подготовке экономистов математике отведено 1500 аудиторных часов. Фото с сайта www.msu.ru

Потребность в специалистах с высшим образованием в области экономики и менеджмента сегодня в России по-прежнему велика. Однако в паспорте должности работодатели все чаще указывают совершенно конкретное функциональное требование. Кандидатов на должность в сфере экономики и менеджмента проверяют на практическое знание и умение в виде тестирования или анкетирования.

Становится важным не только сам диплом как официальное свидетельство о высшем образовании, но и приложение к нему с указанием перечня изученных дисциплин, число часов подготовки и оценки, полученные выпускником. «Полуфабрикаты» сегодня на рынке белых воротничков практически не нужны. Поэтому диплом о высшем образовании является лишь необходимым, но отнюдь не достаточным условием для получения достойной работы.

Подготовка экономистов и менеджеров в бакалавриате осуществляется на базе федеральных государственных образовательных стандартов по соответствующим направлениям подготовки. Если проанализировать эти стандарты по направлениям экономики и менеджмента, то можно заметить, что математические дисциплины занимают в них достаточно солидное место – более 1500 аудиторных часов. Причем, как правило, на изучение математического анализа отводится до 300 час., на линейную алгебру до 200 час. и по 100 час. на эконометрику, теорию игр, теорию вероятности, математическую статистику и т.д.

Казалось бы, студенты «деловых» направлений получают солидную математическую подготовку. И это действительно так, но только в теоретическом аспекте.

Кто учит студентов математике? Правильно, математики. И учат по известному методу, благо математика одна из самых формализуемых наук. Какие примеры и задачи решаются? Классические, мало связанные со сферой деятельности будущих выпускников. Почему так происходит? Потому что математик не специалист, как правило, в области экономики или менеджмента. Настоящих экономистов-математиков в России осталось к 2016 году сравнительно немного.

Таким образом, получается некий разрыв между потребностями работодателей и возможностями учреждений высшего профессионального образования. Но этот разрыв увеличивается еще больше за счет субъективного фактора. Экономику и менеджмент студенты изучают с преподавателями профильных кафедр, которые относятся к профильным факультетам экономики или менеджмента. Математику же студенты изучают с преподавателем математической кафедры, которая относится к факультету математики или, если вуз небольшой, входит в группу кафедр дисциплин общей подготовки наряду с кафедрами иностранных языков и физического воспитания. Очевидно, что, структурно не подчиняясь друг другу, математики и экономисты редко находят общий язык.

На выходе из учреждения высшего профессионального образования выпускник относительно физически «культурен» (до 400 час. отводится на физкультуру), в определенной степени знает иностранный язык (340–500 час.), математически подкован, но при этом слабо представляет себе, как применить математику на практике. Не очень нужны работодателю игры «2 на 2», решаемые геометрически. Вряд ли пригодится многократное подбрасывание монеты. Оптимизация симплекс-методом вручную при приличной размерности займет годы.

Все эти навыки хороши лишь для достижения одной цели – научить студента математически грамотно формулировать реальные задачи на уровне постановки. И далее решать их с помощью прикладных программ.

В компьютерной сфере в указанном аспекте студент находится обычно на уровне неопытного пользователя, если не получил дополнительного образования на стороне. Но программный продукт можно освоить, если понимать, как и зачем он работает. Можно было бы изучить это и в вузе, однако далеко не каждое учреждение высшего профессионального образования имеет возможность приобрести профессиональные пакеты программ. Но не это главное. Главное, что студентов не учат ставить реальные задачи, решаемые далее математически с помощью известных методов, формализованных и компьютеризированных.

Многие программы математических дисциплин, разрабатываемые для студентов направления экономики и менеджмента, ориентированы преимущественно на теоретическое знание и умение решать поставленные абстрактные задачи, прямо не связанные с предметной областью. Много внимания уделяется методам решения, которые сегодня полностью автоматизированы. При таком подходе студенты получают в качестве остаточных знаний умение решать (иногда вручную) небольшие абстрактные задачи. Таких задач в практике бизнеса просто не возникает.

Что может выпускник (уже менеджер) в реальных переговорах в реальном времени? Решать задачу? Находить экстремумы? Нет, это никому не нужно! Поэтому он может только отложить вопрос и обратиться за помощью к специалисту, если такой на фирме есть. А надо бы, чтобы этот менеджер мог быстро в реальном времени оценить хотя бы основные варианты. Но он этого не может. Этому его не учили. Линейка, транспортир, графики, формулы, теоремы...

В связи с изложенным представляется целесообразным уделить больше внимания постановке реальных задач бизнеса в рамках изучения математических дисциплин. Понимание смысла и особенностей таких задач позволит выпускникам в будущем успешно формулировать задачи и решать их с помощью специальных пакетов прикладных программ. Для этого программы математических дисциплин (особенно в части семинаров, контрольных и курсовых работ) целесообразно составлять с участием профильных и выпускающих кафедр, а также с привлечением к этому процессу потенциальных работодателей, если имеется такая возможность.

Подведем итог. Математика как наука необходима для изучения в системе высшего профессионального образования. Однако следует учитывать реальные потребности работодателей в математических знаниях студентов в областях экономики и менеджмента. Прежде всего умение грамотно ставить задачи в предметной сфере и успешно решать их с помощью компьютерных программ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
746
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
733
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
684
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
655

Другие новости