0
3382
Газета Образование Печатная версия

14.03.2017 00:01:00

Современные школьники не читатели, а зрители

Молодежь любит "Преступление и наказание" и недолюбливает "Войну и мир"

Тэги: образование, школа, классическая литература, экранизация, молодежь, исследование, любовь борусяк


Среди молодежи остались достаточно узкие высокоинтеллектуальные группы, для которых чтение остается ценностью. 	Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Среди молодежи остались достаточно узкие высокоинтеллектуальные группы, для которых чтение остается ценностью. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Классика школьниками ценится так же высоко, как и ранее. Но изучают они ее чаще по экранизациям литературных произведений. В новом исследовании сотрудников ВШЭ о том, что и почему читают школьники.

Любовь Борусяк, доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ Высшая школа экономики, анализировала чтение молодых. Выяснилось, что ценность русской литературы для современных школьников по-прежнему имеет большое значение. Однако на практике они нередко подходят формально к освоению произведений и не способны к анализу их содержания. Одна из причин этого в 150–200-летнем временном разрыве между периодом написания произведений и жизнью современных старшеклассников.

В исследовании «Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов» было опрошено более 700 старшеклассников из разных городов России на предмет их отношения к литературным произведениям из обязательной школьной программы. Пока еще половина школьников считает русскую классику актуальной и находит в ней ресурсы для собственного развития. Помогает им в этом киноиндустрия. Альтернативой фильмам могут быть спектакли, а также аудиокниги и краткое изложение литературных шедевров, которое можно найти на многочисленных сайтах в Интернете.

При этом подростки не всегда осознают, что прибегают к альтернативным методам освоения литературного содержания. «Подобные практики стали настолько естественными, что школьники этого даже не замечают, – отмечает Любовь Борусяк. – Доказательство этому и то, что старшеклассники заносят в списки любимых те произведения, которые не читали, но смотрели их экранизации. Так, большинство опрошенных, которые указали «Обломова» и «Бесприданницу» в качестве любимых произведений школьной программы, – это не читатели, а зрители».

Самые популярные среди подростков экранизации классики – «Война и мир» Сергея Бондарчука; «Жестокий романс» Эльдара Рязанова («Бесприданница»); «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова («Обломов»); «Тарас Бульба» Владимира Бортко. В число альтернативно освоенных попадают и «Преступление и наказание», и «Евгений Онегин», однако реже, чем перечисленные выше произведения.

Любимые произведения у российских старшеклассников – «Преступление и наказание» и «Отцы и дети». Они лидируют по числу положительных отзывов. Однако, когда доходит дело до того, чтобы объяснить, чем именно увлекают эти романы, подростки приходят в затруднение. «Как показывают комментарии ко всем произведениям, не только к роману Достоевского, 10–11-классники не умеют рефлексировать свои чувства и эмоции по отношению к литературным произведениям, не говоря уже о каком-то анализе их художественных особенностей», – отмечает Борусяк.

Некоторое исключение составляет роман «Мастер и Маргарита». Комментарии к нему также не отличаются глубиной и наличием анализа, но при этом полны эмоций.

В ходе исследования выяснились также литературные антипатии. Роман «Война и мир» лидирует в числе непонравившихся произведений среди девушек, правда, занимает третье место в числе понравившихся среди юношей. Также девушек раздражают пьеса «На дне» и поэма «Кому на Руси жить хорошо». Они предлагают убрать их из школьной программы. Юноши, в отличие от девушек, на вопрос «что не понравилось?» чаще всего отвечали: «все не понравилось» или «ничего не понравилось». «Это во многом проявление протеста – многие подростки (почти исключительно юноши) таким образом демонстрируют, что им не нравятся школьные подходы к изучению литературы, основанные на дисциплинировании, навязывании, контроле и санкциях», – считает Борусяк.

На риторическом уровне большинство подростков ценность книги отмечают, и скорее всего она успешно усваивается основной частью школьников. При этом половина подростков (57%) пока еще считают классические произведения актуальными (современными). Однако около 45% российских подростков отметили, что классика устарела.

Около 20% опрошенных (12,4% девушек и 27,5% юношей) практически не читают книг сверх школьной программы. Более половины старшеклассников читают 1–2 книги в месяц. Более 20% – 3–4 книги. Мальчики читают заметно меньше, чем девочки. При этом в списках читаемых ими книг фигурируют переводные и/или отечественные фэнтези.

«В молодежной среде остались достаточно узкие высокоинтеллектуальные группы, для которых чтение остается высокой ценностью», – отметила Любовь Борусяк. Но даже для этих групп, как считает исследователь, характерно отсутствие интереса к современной литературе, к новому в литературе. По крайней мере, если говорить о произведениях современных российских фаворитов, для легкого чтения на досуге чаще всего фигурирует зарубежная фантастика.

Вообще фантастика и фэнтези являются наиболее популярными литературными жанрами среди молодежи. Погружение в фэнтези – это своего рода форма ухода из существующего мира, возможность увидеть иную реальность, функционирующую по другим законам. Однако, по мнению исследователя, есть и другая, не менее важная причина популярности фэнтези среди  молодежи. Молодым людям важно не только читать, но и участвовать, и книги жанра фэнтези создают для этого богатые возможности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московская область модернизирует систему колледжей

Московская область модернизирует систему колледжей

Георгий Соловьев

Регион выстраивает государственно-частное партнерство с бизнесом в образовании

0
947
Президент профессионально сориентировал школьников

Президент профессионально сориентировал школьников

Анатолий Комраков

Владимир Путин посоветовал молодежи не быть слишком меркантильной

0
1116
Кудрин признал недоработки в пенсионной реформе

Кудрин признал недоработки в пенсионной реформе

Анастасия Башкатова

Счетная палата демонстрирует разрешенное своеволие

0
2507
«Чиновники не должны играть на поле монополий»

«Чиновники не должны играть на поле монополий»

Анна Макарова

Участники круглого стола, обсудившие реализацию нацпроекта «Образование», критически высказались по поводу сокращения федерального перечня учебников

0
657

Другие новости

Загрузка...
24smi.org