На спектакле безумно смешно, но кода выходит трагическая.
Фото Антонины Кирнос предоставлено пресс-службой театра
«Квартет И» давно стал резидентом ДК им. Зуева, но в последние сезоны афиша независимой труппы серьезно уплотнилась: репертуар большой, и играют его на постоянной основе. Возможно, для легендарного квартета оседлый образ жизни – мера вынужденная, но для поклонников – абсолютное счастье. Названия играют не по одному разу в месяц, но рядовые показы все равно идут с аншлагами и билетов часто на ближайшую дату не достать.
Идя на спектакль по большей части с ностальгическим чувством увидеть любимых артистов – все-таки стартовый хит «Квартета» «День радио» вышел более 20 лет назад, – приходишь на острый и актуальный театр. И это становится настоящим открытием! Все-таки известная история, как, взлетая на волне успеха, творческая команда в какой-то момент теряет хватку, существует на шлейфе былой славы, часто повторяясь. Да любого артиста может постигнуть такая участь – в исполнительском искусстве люди часто становятся заложниками своего образа, ведь любовь и обожание публики создают иллюзию, что его нужно зафиксировать и никогда ему не изменять.
«Квартет И» играючи избежал такого пути: сохраняя свой запатентованный годами бренд – заметим, появившийся задолго до бума стендап-жанра, – существует свежо и злободневно. Пребывая в зрительном зале, где публика просто воет от восторга, как на стадионе, понимаешь, что вот это, наверное, и есть истинный успех. Когда аплодируют не прошлым заслугам и не просто известным лицам, а любимым артистам, которые здесь и сейчас разговаривают со зрителем со сцены с такой долей искренности (еще одна черта стиля «Квартета»), что выходишь после спектакля с теплым ощущением душевного диалога.
Об этом – о душевных разговорах за жизнь – и новая история «Квартета». Зима. Российский аэропорт где-то в Сибири. Рейсы задерживаются из-за непогоды, и в бизнес-классе остаются в тревожном и бессонном ожидании своей участи четверо пассажиров. У каждого из них своя тревога. Первым появляется самый активный и нервный человек (Камиль Ларин) – продюсер музыканта, который пребывает не в кондиции, чтобы добраться до аэропорта. Этот внесценический персонаж в конечном итоге составит всю главную интригу: его будут искать, спасать, откачивать, увещевать и т.д. Такая узнаваемая история рок-звезды. И его несчастного продюсера, который и сам не знает, зачем работает нянькой взрослому человеку. Да так, что и все остальные втягиваются в его хлопоты. Грустный и понурый бизнесмен (Леонид Барац), который решает круто изменить свою жизнь из-за потерянной дружбы молодости и провести поэтому пенсию в Сицилии. Представительный чиновник (Александр Демидов), который не может разобраться в личной жизни. И наконец, подтянутый и уравновешенный коуч-психолог (Ростислав Хаит) – ему единственному выпадет роль в этой компании случайных попутчиков взвешенно смотреть на вещи и даже разыгрывать психодраму, чтобы помочь новым знакомым разрешить их проблемные вопросы. Синдром случайного попутчика срабатывает безотказно: запертых в одном пространстве из-за непредвиденных обстоятельств четверых с виду успешных, а внутри глубоко несчастных людей тянет на откровения, размышления о жизни, об упущенных возможностях и отдаленных мечтах.
Режиссер Сергей Петрейков в соавторстве с артистами вновь написал блестящий сценарий, где загадочным образом уживается простая и даже порой простецкая сатира, философский настрой и умная театральная интрига, которая дает персонажам раскрыться так, чтобы у всех артистов был свой монолог, его звездные минуты с залом. Премьера сохраняет стиль «Квартета»: актеры до конца не присваивают роли, а их роли не предполагают перевоплощения, так что условные биографии героев остаются как будто легкой сюжетной рамкой, поводом для остроумных в своей неожиданной точке зрения на привычные явления, метких и жизненных диалогов Хаита, Бараца, Ларина, Демидова. Кризис среднего возраста – фирменная тема «Квартета И», за ее раскрытием через любые предлагаемые обстоятельства, кажется, можно наблюдать бесконечно. Обаятельный мужской флегматизм «Квартета» не устаревает во всех смыслах. «В молодости казалось, что 50 лет – это больше, а оказалось, что меньше».
Игра в условность и предельный реализм подпитывает комические ситуации флером непрестанной импровизации. Актеры играют, не играя, и заставляют зал смеяться не столько забавными шутками или комическими поворотами сюжета, а именно филигранной актерской реакцией. Да они и сами «раскалываются» на сцене – больно смешно порой партнер ответил и невозможно сдержать улыбку. Вот эта игра в не-игру – еще одна любимая черта стиля «Квартета».
В этой фирменной интеллектуальной комедии с предельно человечным содержанием особенно запоминается чувство принятия всех человеческих слабостей, вообще малодушной человеческой природы по большому счету, которое рождается в конце спектакля. К нему после всех перипетий и вспомненных жизненных передряг приходят герои. И оно абсолютно удивительное по нынешним временам. И очень теплое.
Сначала на спектакле безумно смешно, но к финалу кода выходит трагическая. Это не история «в себе». Взявшийся словно ниоткуда пронзительный финальный монолог одного из героев про футбол, про последний из лучших виденных международных матчей мирового уровня с участием нашей сборной вдруг становится главным высказыванием про всех нас сегодня, времен отложенных и невзлетевших рейсов. Про «отложенную» жизнь каждого. Ведь театр вообще – про красоту и ясность художественного иносказания.