0
203
Газета Культура Печатная версия

22.06.2025 18:23:00

Про обаяние мужского флегматизма

"Квартет И" играет премьеру сезона "Пассажиры отложенных рейсов"

Тэги: театральняа премьера, пассажиры отложенных рейсов, квартет и, сергей петрейков, рецензия


театральняа премьера, пассажиры отложенных рейсов, квартет и, сергей петрейков, рецензия На спектакле безумно смешно, но кода выходит трагическая. Фото Антонины Кирнос предоставлено пресс-службой театра

«Квартет И» давно стал резидентом ДК им. Зуева, но в последние сезоны афиша независимой труппы серьезно уплотнилась: репертуар большой, и играют его на постоянной основе. Возможно, для легендарного квартета оседлый образ жизни – мера вынужденная, но для поклонников – абсолютное счастье. Названия играют не по одному разу в месяц, но рядовые показы все равно идут с аншлагами и билетов часто на ближайшую дату не достать.

Идя на спектакль по большей части с ностальгическим чувством увидеть любимых артистов – все-таки стартовый хит «Квартета» «День радио» вышел более 20 лет назад, – приходишь на острый и актуальный театр. И это становится настоящим открытием! Все-таки известная история, как, взлетая на волне успеха, творческая команда в какой-то момент теряет хватку, существует на шлейфе былой славы, часто повторяясь. Да любого артиста может постигнуть такая участь – в исполнительском искусстве люди часто становятся заложниками своего образа, ведь любовь и обожание публики создают иллюзию, что его нужно зафиксировать и никогда ему не изменять.

«Квартет И» играючи избежал такого пути: сохраняя свой запатентованный годами бренд – заметим, появившийся задолго до бума стендап-жанра, – существует свежо и злободневно. Пребывая в зрительном зале, где публика просто воет от восторга, как на стадионе, понимаешь, что вот это, наверное, и есть истинный успех. Когда аплодируют не прошлым заслугам и не просто известным лицам, а любимым артистам, которые здесь и сейчас разговаривают со зрителем со сцены с такой долей искренности (еще одна черта стиля «Квартета»), что выходишь после спектакля с теплым ощущением душевного диалога.

Об этом – о душевных разговорах за жизнь – и новая история «Квартета». Зима. Российский аэропорт где-то в Сибири. Рейсы задерживаются из-за непогоды, и в бизнес-классе остаются в тревожном и бессонном ожидании своей участи четверо пассажиров. У каждого из них своя тревога. Первым появляется самый активный и нервный человек (Камиль Ларин) – продюсер музыканта, который пребывает не в кондиции, чтобы добраться до аэропорта. Этот внесценический персонаж в конечном итоге составит всю главную интригу: его будут искать, спасать, откачивать, увещевать и т.д. Такая узнаваемая история рок-звезды. И его несчастного продюсера, который и сам не знает, зачем работает нянькой взрослому человеку. Да так, что и все остальные втягиваются в его хлопоты. Грустный и понурый бизнесмен (Леонид Барац), который решает круто изменить свою жизнь из-за потерянной дружбы молодости и провести поэтому пенсию в Сицилии. Представительный чиновник (Александр Демидов), который не может разобраться в личной жизни. И наконец, подтянутый и уравновешенный коуч-психолог (Ростислав Хаит) – ему единственному выпадет роль в этой компании случайных попутчиков взвешенно смотреть на вещи и даже разыгрывать психодраму, чтобы помочь новым знакомым разрешить их проблемные вопросы. Синдром случайного попутчика срабатывает безотказно: запертых в одном пространстве из-за непредвиденных обстоятельств четверых с виду успешных, а внутри глубоко несчастных людей тянет на откровения, размышления о жизни, об упущенных возможностях и отдаленных мечтах.

Режиссер Сергей Петрейков в соавторстве с артистами вновь написал блестящий сценарий, где загадочным образом уживается простая и даже порой простецкая сатира, философский настрой и умная театральная интрига, которая дает персонажам раскрыться так, чтобы у всех артистов был свой монолог, его звездные минуты с залом. Премьера сохраняет стиль «Квартета»: актеры до конца не присваивают роли, а их роли не предполагают перевоплощения, так что условные биографии героев остаются как будто легкой сюжетной рамкой, поводом для остроумных в своей неожиданной точке зрения на привычные явления, метких и жизненных диалогов Хаита, Бараца, Ларина, Демидова. Кризис среднего возраста – фирменная тема «Квартета И», за ее раскрытием через любые предлагаемые обстоятельства, кажется, можно наблюдать бесконечно. Обаятельный мужской флегматизм «Квартета» не устаревает во всех смыслах. «В молодости казалось, что 50 лет – это больше, а оказалось, что меньше».

Игра в условность и предельный реализм подпитывает комические ситуации флером непрестанной импровизации. Актеры играют, не играя, и заставляют зал смеяться не столько забавными шутками или комическими поворотами сюжета, а именно филигранной актерской реакцией. Да они и сами «раскалываются» на сцене – больно смешно порой партнер ответил и невозможно сдержать улыбку. Вот эта игра в не-игру – еще одна любимая черта стиля «Квартета».

В этой фирменной интеллектуальной комедии с предельно человечным содержанием особенно запоминается чувство принятия всех человеческих слабостей, вообще малодушной человеческой природы по большому счету, которое рождается в конце спектакля. К нему после всех перипетий и вспомненных жизненных передряг приходят герои. И оно абсолютно удивительное по нынешним временам. И очень теплое.

Сначала на спектакле безумно смешно, но к финалу кода выходит трагическая. Это не история «в себе». Взявшийся словно ниоткуда пронзительный финальный монолог одного из героев про футбол, про последний из лучших виденных международных матчей мирового уровня с участием нашей сборной вдруг становится главным высказыванием про всех нас сегодня, времен отложенных и невзлетевших рейсов. Про «отложенную» жизнь каждого. Ведь театр вообще – про красоту и ясность художественного иносказания. 


Читайте также


Далила одолела Самсона. Опера Сен-Санса на Дягилевском фестивале

Далила одолела Самсона. Опера Сен-Санса на Дягилевском фестивале

Марина Гайкович

0
1908
Клоуны собирают "Кровавый урожай" подростков

Клоуны собирают "Кровавый урожай" подростков

Наталия Григорьева

Конфликт отцов и детей, снятый в формате ретрохоррора, выходит в прокат

0
3664
Мастер и Маугли. В Нижнем Новгороде поставили оперу "Сказки Гофмана"

Мастер и Маугли. В Нижнем Новгороде поставили оперу "Сказки Гофмана"

Марина Гайкович

0
2646
Вдова Балабанова одела Юлию Пересильд

Вдова Балабанова одела Юлию Пересильд

Елизавета Авдошина

В Театре Наций вышла премьера "Васса" по Горькому

0
4034

Другие новости