1
2566
Газета Образование Печатная версия

27.03.2017 19:28:00

Депутаты и чиновники поспорили из-за детей

Молодежь все-таки приучат к общественно полезной деятельности

Тэги: образование, законопроект, трудовое воспитание


образование, законопроект, трудовое воспитание Чиновники уверены, что труд сделает из ребенка гражданина своей страны. Фото с сайта www.mos.ru

На заседании комитета Госдумы по образованию и науке обсудили законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» с тем, чтобы в нем появилось понятие трудового воспитания. С законопроектом не согласились представители Минобрнауки РФ. Тем не менее профильный комитет Госдумы РФ настаивает на рассмотрении вопроса. И даже создал рабочую группу для воплощения этих замыслов.

Как пояснила отказ Минобра временно исполняющая обязанности директора департамента госполитики в сфере общего образования Ирина Мануйлова, во внесении изменений в закон нет никакой необходимости. Потому что в ближайшее время готовящиеся примерные образовательные программы и федеральные госстандарты будут проработаны таким образом, что дети так и так будут привлечены к общественно полезному труду.

Но депутаты считают, что без нормативного урегулирования этого вопроса у большой части общества останется уверенность, что трудовое воспитание возможно только в форме прежней, еще советской практики. Кстати, подобные разговоры появились сразу же после назначения Ольги Васильевой на пост министра образования и науки РФ, потому что на первом же большом мероприятии – Общероссийском родительском собрании – министр огласила свою мини-программу, согласно которой «семья и школа должны воспитывать трудолюбие с самых малых лет». «Минобрнауки заканчивает разработку методических рекомендаций по организации трудовой деятельности школьников», – пообещала она тогда родителям. Указала на отсутствие федеральной программы, «регламентирующей развитие агропромышленных видов деятельности школьников и введение в школах производственных бригад». И призвала директоров школ, не дожидаясь программ, заниматься темой самостоятельно, дав надужду, что Минобрнауки РФ будет им помогать. Городским школам Ольга Васильева рекомендовала увеличить профориентационную работу школьников.

Призыв министра Васильевой – заставить детей трудиться – вызвал неожиданную реакцию в обществе. Многие усомнились в целесообразности предложения и увидели в этом реинкарнацию школьных дежурств с мытьем полов после уроков. Кто-то разглядел намек на будущую эксплуатацию детского труда (на личном приусадебном участке директора школы, например). Кто-то пожалел юных: как можно вообще заставлять их трудиться при такой сильной занятости, как сегодня (в кружках, секциях, на занятиях с репетиторами и т.д.)? Кого-то возмутила нерациональность использования свободного времени школьника (им бы лучше в это время передовые технологии освоить). Но вопрос трудового воспитания школьника с повестки дня снят не был. Трудиться, трудиться и еще раз трудиться!

Сегодня, как мы видим, профильный комитет Госдумы выносит вопрос на обсуждение. «На мой взгляд, мы подошли к точке реального выбора в вопросах воспитания, – прокомментировала проект на своей странице в Facebook одна из его инициаторов, депутат Госдумы РФ Любовь Духанина. – Либо мы соглашаемся, что вопросов приобщения к труду лучше избегать на уровне нормативных документов системы образования, либо все-таки признаем, что для нас по-прежнему значимо, чтобы дети знали, что такое труд, имели опыт созидания; не только по заданию учителя, но и по собственному желанию, и на благо других людей».

Она напомнила, что трудовым воспитанием занимаются сегодня не только школы. В нем принимают участие организации дополнительного образования, общественные организации, неформальные кружки и клубы и т.д. И всем им хотелось бы однозначности в вопросе. Ситуации, когда допускается двойное прочтение нормы, здесь просто не должно быть. Любовь Духанина напоминает, что директора многих школ уже расплачиваются за свою самостоятельность.

Кстати, пример из практики «НГ». К нам в редакцию приезжал преподаватель орловского вуза, который рассказал, как его сына, директора черкасской школы, оштрафовали за то, что он взял на работу на школьном приусадебном участке специалиста и провел зарплату ему через школу, а не платил из собственного кармана. И такие случаи не редки.  

Сейчас, по словам Любови Духаниной, в Трудовом кодексе есть только один вид труда – наемный, а надзорные органы выписывают школам штрафы за незаконное использование детского труда. Депутат, по ее словам, регулярно получает жалобы от родителей на то, что в полумиллионном городе некуда отдать подростка, чтобы он научился работать руками. Родителям не хватает пространства для трудового и профессионального самоопределения ребенка, считает Духанина. Поэтому законопроект нужен и работать над ним депутаты еще будут.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Адвокаты беспокоятся об осужденных и госбюджете

Адвокаты беспокоятся об осужденных и госбюджете

Екатерина Трифонова

В российском правосудии есть что поменять и кроме металлических клеток

0
861
В России предлагают ограничить возможность ввоза оборудования для обеспечения спутниковой связи

В России предлагают ограничить возможность ввоза оборудования для обеспечения спутниковой связи

0
653
Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
1118
Старателей и нотариусов вычеркнули из налогового эксперимента

Старателей и нотариусов вычеркнули из налогового эксперимента

Анатолий Комраков

В отличие от немецких у российских самозанятых фискальных льгот не будет

0
1496

Другие новости

Загрузка...
24smi.org