0
1519
Газета Образование Печатная версия

11.04.2017 00:01:00

Школа – это место, где учат учиться

Чем директор томского лицея обаял Валентину Матвиенко

Тэги: совфед, валентина матвиенко, доклад, александр сайбединов, минобрнауки, школа, рейтинг, учебные предметы


совфед, валентина матвиенко, доклад, александр сайбединов, минобрнауки, школа, рейтинг, учебные предметы В жизни человека на первом месте – стремление к красоте. Фото РИА Новости

Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко высоко оценила доклад руководителя Светленского губернаторского лицея в Томской области Александра Сайбединова, представленный им сенаторам. Затем о нем уже на итоговой коллегии Минобрнауки РФ рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина. Доклад Александра Сайбединова оценили и коллеги на учительских форумах. Чем же, собственно, так взял высоких чиновников и коллег директор лицея из глубинки?

Светленский губернаторский лицей, который возглавляет Александр Сайбединов, не является элитарным в том смысле, какой мы привыкли в него вкладывать. В лицее учатся дети из самых простых семей, дети из близлежащих сел и даже регионов. Когда на презентации в СФ показали картины учеников лицея, которые они делают на уроках философии, сенаторы были удивлены уровню работ. Дети в лицее учатся по авторской методике Сайбединова, которая в корне отличается от существующей на сегодняшний день в школах.

Да и в самом учебном плане лицея немалое место (20%) занимают предметы художественно-эстетического цикла, тогда как в обычной школе им отводится не более 3%. «В итоге мы получили необычный эффект, – пояснил обозревателю «НГ» Александр Сайбединов. – При снижении учебной нагрузки на традиционно основные предметы и увеличении нагрузки на предметы творчества успеваемость по тем же математике, физике, химии заметно увеличилась».

Как рассказал в своем выступлении в СФ Александр Сайбединов, эпоха политехнического образования, опиравшаяся на формирование рациональных знаний, нуждается в переосмыслении. Но перейти на такой уровень образования нашей системе мешает ряд сложившихся стереотипов.

И первым таким стереотипом директор Сайбединов называет нашу убежденность в том, что мы «все знаем о содержании образования». «Мы все знали о том, какое знание нужно в эпоху индустриального развития, но мы ошибаемся, думая о том, что знаем, какие знания нужны детям сегодня, – подчеркнул он в беседе с «НГ». – А глобальная проблема, характерная для всего современного мирового образования, это несоответствие существующих приоритетов образования, или так называемых главных уроков, неизменным приоритетам самой человеческой жизни».

Александр Сайбединов привел сенаторам такой пример. Если сейчас среди учащихся провести рейтинг учебных предметов, которые преподаются в школе, то он будет выглядеть примерно так: вначале точные науки, затем гуманитарные, после – уроки естественно-научного цикла, а замыкать список будут прочие предметы, в числе которых физкультура, труд, музыка и так называемое рисование.

В жизни же человека приоритеты расставлены в совершенно ином порядке. На первом и безусловном месте – стремление человека к красоте как к постоянному желанию сделать свою жизнь и жизнь вокруг себя лучше. Далее следует не менее значимая для человека эмоциональная часть жизни, позволяющая общаться, читать, высказываться, наслаждаться звуками мира, чему системно обучают на уроках гуманитарного цикла. И только затем знания, необходимые для создания удобств и призванные обслуживать его стремление к красоте, к созиданию, уложенные в точные науки.

Отсутствие диалектической гармонии между жизненными и образовательными ценностями, считает Сайбединов, закладывает в человеке с раннего детства неестественное для него противоречие, с которым он подсознательно начинает бороться по мере своего взросления на протяжении всей своей жизни. Эту мысль, кстати, косвенно подтверждает тот факт, что много молодых и довольно взрослых людей, стремясь сегодня наверстать упущенное в детстве, посещают всевозможные курсы при университетах,  кружки и квесты.

Стереотип второй, который тоже нужно побороть, - это «уверенность в непогрешимости классно-урочной системы». Томский директор не предлагает отправить эту систему на свалку истории. Но считает, что модернизировать ее можно. Например, вывести из классно-урочной системы элементарные знания, передав их новым формам цифрового обучения. «На новом витке развития цивилизации школа – это не место, где детей учат, это место, где детей учат учиться, а это уже совершенно иное образование», – считает Сайбединов.

Еще один распространенный стереотип: работа с талантливыми детьми должна строиться исключительно на их поиске. У нас даже целые разделы так и называются: «Работа по поиску одаренных детей». Для  развития одаренности необходима система, считает томский директор, ориентированная на пробуждение и развитие творческого ресурса в детях. «Смотрите, что у нас получается, – разъяснил он обозревателю «НГ». – Традиционное обучение в современной школе сегодня – это начальная школа, основная, средняя общая и сопровождающие эти ступени обучения проблемы: перегрузка учебного процесса, сопутствующая сложность смены профилей в старших классах, сложность дифференциации образовательного процесса и, как следствие, малая эффективность обучения».

А если знания, говорит директор Сайбединов, представить как «поток культуры», который должен дать определенные результаты, то первый уровень – это должно быть поглощение потока культуры. Или элементарное, обязательное образование. Второй уровень – погружение в культуру, или обучение по выбору, что открывает возможность создания каких-то новых ученических институтов, построенных на ситуации выбора. Третий уровень – это уже этап воспроизводства культуры.

Второй и третий уровни такого обучения в школе, по мнению директора, целиком решают острую проблему нехватки и малой доступности учреждений допобразования. Работу же третьего уровня обучения обеспечивают творческие художественные мастерские и научные лаборатории.

«У нас, например, – рассказывает Сайбединов, – в названиях лабораторий заложены наиболее значимые задачи, проблемы и риски современной цивилизации: «Лаборатория поиска новых источников энергии», «Лаборатория изучения глобальных экологических рисков и разработки механизмов их предотвращения», «Лаборатория исследования космического пространства», «Лаборатория робототехники» и другие». 

Вся эта модель, считает директор Сайбединов, эффективна и не требует больших трат.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На гуманитария лучше учиться в Москве

На гуманитария лучше учиться в Москве

Елена Герасимова

Порог для поступления в медицинские вузы постепенно снижается

0
604
На зэках бизнес сможет заработать

На зэках бизнес сможет заработать

Екатерина Трифонова

В Совете Федерации предложили ввести налоговые льготы для компаний с работниками из колоний

0
848
Школьникам должно быть немножко страшно

Школьникам должно быть немножко страшно

Антон Зверев

Чиновники срочно восстанавливают нарушенный баланс кнута и пряника

0
1603
Новая нормальность для партии власти

Новая нормальность для партии власти

Победы с результатом 30–40% не только естественны, но и необходимы

0
2216

Другие новости

Загрузка...
24smi.org