2
2495
Газета Образование Печатная версия

08.06.2017 00:01:00

Школа – это не фабрика по производству знаний

Ключевой функцией педагога будущего станет воспитательная деятельность

Тэги: образование, школа, пмэф


образование, школа, пмэф По мнению Ольги Голодец (в центре), человек должен уметь получить новую профессию в предельно сжатые сроки. Фото с сайта минобрнауки.рф

На наших глазах произойдет «смерть бумажного учебника», радикально поменяются учителя, более половины образовательной деятельности молодых людей в возрасте до 25 лет будет происходить вне школы, а главной функцией школы станет воспитание и общение. Столь важные изменения произойдут быстро и практически незаметно для нас. Так видят меняющийся сегодня школьный мир чиновники, ученые и предприниматели.

Панельная дискуссия, состоявшаяся на только что закончившемся Санкт-Петербургском международном экономическом форуме – 2017 была посвящена готовности россиян к «революции в образовании», не выявила принципиальных разногласий среди собравшихся на форум представителей научной, предпринимательской и чиновничьей элиты. Все спикеры чуть разными словами назвали главной причиной перемен в образовании цифровую революцию с ее облачными ресурсами и искусственным интеллектом. И были единодушны в определении ключевых задач и целей.

Шиф Викрам Кхемка, вице-председатель SUN Group, давая характеристику сложившейся ситуации в образовании, заявил, что сегодня ребенку дается уникальная возможность «учиться с той скоростью, с какой он хочет». И даже в отсутствие учителей ребенок способен учиться с помощью облачных ресурсов. Но существуют и определенные риски. Заключаются они в том, что мы сегодня «не знаем, чему обучать» и какие рабочие места появятся в будущем.

Какими будут эти специальности – интересует всех. Уже понятно, считает Павел Кадочников, президент фонда «Центр стратегических разработок», что в будущем станет меньше рутинных функций (их передадут машинам), а костяк компаний составят люди, обладающие междисциплинарными знаниями и способные все время учиться.

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики (НИУ), уверен, что будут автоматизированы не только рутинные исполнительные операции, но и рутинное принятие решений. Современные технологии перечеркнут существующие сегодня технологии обучения в школе – ведь теперь компьютер уже может не только решить за ребенка задачи, но и написать за него эссе. И хотя традиционное рутинное обучение в школе, конечно же, останется, ее главными функциями станут воспитание, организация общения и выполнение коллективных проектов. Учитель будет консультантом и экспертом проектов, а воспитателем он должен быть в гораздо большей степени, чем сейчас или даже в советской школе.

Важные изменения произойдут и в высшей школе. Примерно половина профессиональных образовательных программ окажется невостребованной, спросом будут пользоваться фундаментальные программы, и это, по мнению ректора ВШЭ, очень хорошо. Помимо дипломов о высшем образовании появятся другие дипломы для прошедших обучение на разных курсах. Наряду с учеными степенями появятся своего рода микростепени, которые будут идти вслед за освоением любого нового вида образования.

И поэтому уже сегодня, говорили многие эксперты, нельзя работать, как фабрика по производству знаний, нужно озаботиться мотивацией учеников. Если не внушить им мысль, что учиться нужно будет теперь всю жизнь, то дальше будет значительно сложней. Но это далеко не единственная трудность.

«Управлять образованием, которое финансируется государством, – это одно, – считает Владимир Узун, президент образовательного холдинга «Просвещение», – а управлять этой же отраслью, только когда туда идут инвестиции, – это другое». По мнению спикера, система управления образованием сегодня разбалансирована. Государство не регулирует деятельность школы, передав ее на муниципальный уровень. У регионов зачастую дело складывается так, что денег нет. Кроме того, неэффективна и не выдерживает никакой критики система госзакупок. «Коняга, которая вот-вот рухнет под тяжестью поклажи» – такой видит современную систему управления образованием Владимир Узун. Но выход все-таки есть – перевод школ под опеку регионов.

Выступление министра образования и науки РФ Ольги Васильевой модератор дискуссии, научный руководитель Института образования ВШЭ НИУ Исаак Фрумин предварил вопросом – а является ли Ольга Васильева революционером в образовании? Ответа на вопрос не прозвучало, но выступление министра не ознаменовалось неожиданностями. Ольга Васильева заявила, что «цифра не заменила голову». Современная цифровая среда – это вузовский проект, и внедрение новых технологий там необходимо. Но вот «отторжения учителя» быть не должно. «Университеты выстояли не одну революцию, – по-житейски бодро заметила Ольга Васильева, – переживем и эту!»

Вице-премьер Ольга Голодец сосредоточила свое выступление на грядущих изменениях в профобразовании. Последние изменения в этой области – это «быстрые изменения профессиональных стандартов и полная технологичность обучения». Человек будущего, по мнению Ольги Голодец, должен уметь получить новую профессию в предельно сжатые сроки. При этом новое профобразование требует новой инфраструктуры. И на это сейчас направлено все внимание государства. Сама структура уже начала меняться, причем с детских садов. Например, уже 135 млрд федеральных денег ушло в строительство детских садов. И здесь, по словам Ольги Голодец, создавали не просто  новые места – а новые по качеству.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


biryukov vadim 16:38 08.06.2017

"Так видят меняющийся сегодня школьный мир чиновники, ученые и предприниматели." _____ В литературном русском языке "чиновник" - символ косности, предприниматель, если верить К. Марксу и Г. Зюганову, печется исключительно о своем сиюминутном интересе, а российские ученые в области педагогики держат, согласно Диссернету, первое место по списыванию диссертаций. Каким видят мир учителя не интересует никого, поскольку они, как выразился наш премьер, "энтузиасты".

biryukov vadim 16:48 08.06.2017

«Университеты выстояли не одну революцию, – по-житейски бодро заметила Ольга Васильева, – переживем и эту!» _________________________ С одной стороны, все так. С другой, - вспоминается соломинка, которую положили на спину верблюду и которая стала последней... . Зарплата преподавателя вуза остается пока самой маленькой в мире при самой большой в мире же аудиторной нагрузке.___ Вспоминается и доклад члена Общественного совета А. Аузана "Нам нужны плохие вузы". А плохие школы нам не пора заводить?



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Татьяна Ефремова

Десятки тысяч столичных кружков и секций помогают горожанам развивать таланты детей

0
158
Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
1265
Российским студентам не хватает мобильности

Российским студентам не хватает мобильности

Наталья Савицкая

Новый тренд в высшем образовании – востребованы специализации с "углублением"

0
1178
Учителям предстоит новый экзамен

Учителям предстоит новый экзамен

Елена Герасимова

Отрыв от практики способствует появлению завышенных ожиданий у молодых педагогов

0
1288

Другие новости

Загрузка...
24smi.org