0
2421
Газета Образование Печатная версия

03.08.2017 00:01:00

Науку о звездах будут изучать в школе по-новому

Современные технологии вызвали всплеск интереса к астрономии

Тэги: астрономия, школа, образоавтельный стандарт


астрономия, школа, образоавтельный стандарт Астрономия возвращается в школу. Фото агентства «Москва»

Впервые о возвращении астрономии в российскую школу министр образования и науки РФ Ольга Васильева заговорила осенью 2016 года, вскоре после своего назначения на должность. Прошло меньше года. Сегодня необходимые изменения уже внесены в образовательный стандарт.

В июне 2017 года министр Ольга Васильева подписала приказ № 506, согласно которому в федеральный компонент государственного образовательного стандарта старшей школы включается новый предмет – астрономия. Изменения вносятся в два раздела стандарта – в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и в требования к подготовке выпускников.

В обязательный минимум базового уровня по астрономии включены восемь разделов. Это предмет астрономии, основы практической астрономии, законы движения небесных тел, Солнечная система, методы астрономических исследований, звезды, наша Галактика – Млечный Путь, строение и эволюция Вселенной.

Согласно ГОС, изучив курс астрономии, выпускники должны, например, уметь описывать и объяснять условия наступления солнечных и лунных затмений, причины возникновения приливов и отливов, характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы. Еще одно обязательное умение – находить на небе созвездия Северного полушария: Большая и Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея и Орион.

История школьной астрономии в нашей стране берет отсчет со времен Петра I. Уделяли ей внимание и в советскую эпоху – в 1980-е годы на нее отводился один час в неделю в 10-м, а затем в 11-м классе. Однако из постсоветской школы астрономия как обязательный предмет постепенно была вытеснена (такая же судьба постигла и черчение).

Впрочем, преподавать астрономию никто не запрещал, и многие учителя продолжали это делать, причем на очень высоком профессиональном уровне, отмечает заместитель директора Института стратегии развития образования РАО Ирина Логвинова. И у детей к этой науке был интерес. Иначе откуда бы взялись достижения наших школьников на олимпиадах по астрономии? 

«Астрономия имеет мировоззренческое значение, поскольку дает школьникам целостное научное представление о мире, – считает Ирина Лапина, сотрудник Краснопресненской обсерватории Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ. – На уроках астрономии ученик учится не только решать задачи, но и ставить их, что важно для жизни, работы и карьеры в любой области». 

«Этот предмет основан на любознательности детей, как никакой другой, – убежден профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии ГАИШ МГУ Александр Засов. – Во всем мире распространены кружки любителей именно астрономии, а не хирургии или квантовой механики. Астрономия формирует общую культуру, дает противоядие от мракобесия. А изучение астрономии на профильном уровне способствует подготовке кадров для стратегических отраслей – космической, оборонной». Александр Засов добавляет, что в астрономии сейчас наблюдается информационный взрыв – публикуется гигантское количество научных работ, и профессионалы не успевают следить за новостями. Основная причина – внедрение высоких технологий, благодаря которым появляются новые виды телескопов и новые способы обработки астрономических данных.

20 июня 2017 года Ольга Васильева подписала еще один приказ – № 581, в соответствии с которым в Федеральный перечень учебников включен учебник астрономии для 10–11 классов, недавно изданный образовательным холдингом «Просвещение». Его автор, доктор физико-математических наук, профессор Московского педагогического университета Виктор Чаругин, убежден, что поступательное развитие цивилизации определяется именно астрономическими исследованиями.

В новом учебнике описываются астрономические явления и подходы к решению современных астрономических проблем на базе физических законов, которые школьники уже изучили. Большое внимание уделяется развитию представлений об окружающем мире, драме идей, которая предшествовала современным научным открытиям, и современным методам исследования Вселенной.

Однако школьные уроки астрономии не должны исчерпываться работой по учебнику, считает заместитель руководителя Центра естественно-математического образования холдинга «Просвещение» Владислав Жумаев. Сегодня уже разрабатывается учебно-методическое обеспечение нового курса, ученики смогут обращаться к широкому спектру электронных ресурсов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московская система образования заслужила высокую оценку международных экспертов

Московская система образования заслужила высокую оценку международных экспертов

Галина Грачева

Результаты учеников четвертого класса еще раз продемонстрировали возросший уровень столичной школы

0
787
Россия стала мировым лидером по качеству образования в начальной школе

Россия стала мировым лидером по качеству образования в начальной школе

0
540
Учителей, возможно, обяжут изучать дефектологию

Учителей, возможно, обяжут изучать дефектологию

Елена Герасимова

Отказов в обучении детей-инвалидов в общеобразовательной школе скоро станет меньше

0
972
Московское образование – на высоких позициях  в международных рейтингах

Московское образование – на высоких позициях в международных рейтингах

Галина Грачева

Сотрудничество школ и вузов позволяет молодым горожанам верно выбрать жизненную траекторию

0
951

Другие новости

Загрузка...
24smi.org