0
2642
Газета Образование Печатная версия

01.02.2018 00:01:00

Как бизнесмены учат своих детей зарабатывать

Школы предпринимательства для младшеклассников – новый тренд в образовании

Тэги: образование, школы предпринимательства, школа, дети, рспп, евгения шохина, интервью

Обновлено 01.02.18 в 13:33

Можно и нужно ли учить бизнесу со школьной скамьи и возродить новую генерацию предпринимателей? Какую роль играют индивидуальные способности учеников и как вообще разговаривать с детьми о будущей трудовой деятельности? Об этом в беседе с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ рассказывает мама четверых детей и президент школы бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Евгения ШОХИНА.

Евгения Александровна, в последнее время часто говорят о задаче по увеличению числа предпринимателей в стране, возникают стартапы, появляются дети-предприниматели. Поэтому я начну с вопроса: существует ли такое понятие, как врожденный предпринимательский талант?

– Безусловно, с предпринимательским талантом надо родиться. Если вы изучите биографии знаменитых и успешных предпринимателей, то вы для себя отметите, что эти люди обладают схожими и редкими чертами характера: склонность к риску, трудолюбие, авантюризм, бесстрашие, упорство. При этом прирожденный предприниматель умеет видеть бизнес там, где его не видят остальные.

И вы правы в том, что сегодня поколение предпринимателей имеет гораздо больше возможностей заниматься собственном делом. Для них существуют эффективные меры поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) – государственные, банковские, со стороны институтов развития, корпоративные. Например, с прошлого года проводится масштабный конкурс "Инновационный бизнес-навигатор" среди предприятий малого и среднего бизнеса, победители которого в феврале на Неделе Российского бизнеса получат грант в  миллион рублей и годовое членство в РСПП. Помимо этого сейчас открытый доступ ко всей полезной информации, современные технологии позволяют значительно ускорить результаты и эффективность бизнес-процессов, существует широкий выбор образовательных программ – от коротких курсов в несколько часов до двухлетних программ МВА.

То есть бизнесу можно учиться?

– Надо осваивать ту информацию, которая поможет избежать классических ошибок в ведении бизнеса: в операционной деятельности, в стратегическом менеджменте, в бухгалтерском учете, в методах контроля выполнения основных показателей, в сфере коммуникаций с клиентами. Не только бизнес-дисциплинам, а всему, что приводит к развитию. Это, кстати, одна из черт успешных бизнесменов – они умеют подстраиваться под изменения, в том числе через учебу.

А уроки предпринимательства в общеобразовательной школе возможны?

– Они нужны. Главный вопрос – какое содержание будет у этих уроков и кто их будет преподавать. Детям важно освоить не столько конкретные дисциплины, сколько базовый подход к любому делу: прежде чем за что-то браться, надо посвятить свое время на изучение соответствующей темы, нужно уметь ставить точную цель, учиться предусматривать «вариант Б», если что-то идет не по плану.

Для предпринимательства важна финансовая и юридическая грамотность, эффективные коммуникации и работа в команде, знание тайм-менеджмента, высокая ответственность за результат. Сейчас, к сожалению, как бывает. Кто-то придумывает интересную с его точки зрения бизнес-идею, обсуждает ее на кухне с друзьями, не просчитывает ни цифры, ни, самое главное, риски, открывается, а потом через 4–6–12 месяцев прогорает. Почему бы накануне не сделать 100 коротких интервью с потенциальными клиентами – так ли им нужна эта замечательная идея или это только показалось друзьям на кухне. Это классическая ошибка в начале пути.

Другая ошибка – многим кажется, что бизнес – это прибыль и много денег, а работать можно меньше. Это не так. Собственным бизнесом ты занимаешься всегда без перерыва на обед и полдник. При этом – постоянный стресс: то проверка пришла, то клиент в плохом настроении пришел, то курьер доставку не вовремя осуществил. Но если продумать и выстроить все бизнес-процессы максимально правильно, то можно, конечно, и пообедать.

Еще одна проблема заключается в сверхамбициях самого автора бизнес-проекта. Ему кажется, что идея настолько гениальная, что к нему должна выстроиться очередь из инвесторов и партнеров. При этом инвестор расценивается не как спонсор, который просто дает денег, а как партнер, человек, который поможет раскрутить проект и будет заниматься операционными задачами. Именно про это надо рассказывать в школах на уроках предпринимательства – про грабли.

Учить детей этому нужно в специализированных школах или в общеобразовательной? И с какого возраста можно начинать?

– Мы, например, эту задачу начали реализовывать в 2014 году, когда открыли проект по ранней профориентации и предпринимательским навыкам для детей 8–14 лет – Детскую школу РСПП. В формате факультативных занятий в рамках одной четверти, учебного года или летнего городского лагеря помимо участия в мастер-классах и деловых играх дети реализуют социальные проекты. Они выбирают темы, которые беспокоят: экологические проблемы, здоровье нации или грязные подъезды, потом изучают российский и международный опыт решения этих проблем и в качестве своего решения проводят акцию для привлечения внимания к этой теме. Любые позитивные изменения начинаются с малого. Они рождаются с изменения самого себя. Надо уходить от парадигмы «от меня ничего не зависит». Зависит – будешь ли ты профессионалом в своем деле или работать по принципу «и так сойдет», будешь ли ты кидать мусор мимо урны или поставишь горшок с цветком на лестничной площадке, будешь ли ты постоянно ругать своих детей или искать поводы их похвалить.

Насчет последнего... Что делать чаще – ругать или хвалить? И что подсказывает вам материнский опыт в этом случае?

– Я как мама четырех детей стараюсь не сойти с ума. Старшие трое – погодки – представляют собой опасную группировку, вступающую в тревожный подростковый возраст. И надо сказать, в общении с ними мне во многом помогает профессиональный опыт. Полгода назад Агентство стратегических инициатив учредило Фонд поддержки социальных проектов, и мне доверили его возглавить. Среди основных направлений деятельности Фонда – финансирование проектов и проведение акселерации, что включает в себя не только образовательные программы, но и трекинг-сессии.

Что это такое?

– Это достаточно новое направление работы с основателями бизнес-проектов, в основе которого лежит методология использования наводящих вопросов, когда сами бизнесмены понимают, куда им двигаться дальше; никто им умных советов и полезных рецептов не дает, а только наталкивает на правильную мысль.

Я немедленно воспользовалась данной технологией для общения со своими детьми. И все чаще спрашиваю примерно так: «Как ты думаешь, сколько тебе нужно времени доделать домашнюю работу и пойти гулять?»; «Как ты считаешь, что мог почувствовать твой брат, когда ему сказали такую гадость?»; «Давай обсудим, что мешает нам собраться вовремя?»; «Что мама должна сделать, чтобы ее дети ложились спать не позже 10 вечера?»

Сейчас модно среди подростков видеоблогерство. Ваши дети не приходили, не говорили вам: «Я хочу зарабатывать в Интернете»?

– Именно с этим вопросом они недавно ко мне и пришли. Вы попали в самую точку. Для начала я сказала: «Идея замечательная, но давайте разберемся, что за этим стоит и готовы ли вы к этому». Накидала им пару идей, не согласились. Разбирали, разбирали мы эти вопросы и пошли гулять. Все-таки кем бы ни захотел стать ребенок – предпринимателем, врачом или учителем, главное, чтоб у него было счастливое детство, а счастливое детство – это поддержка и любовь родителей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Купит ли Катар С-400 у России

Купит ли Катар С-400 у России

Александр Шарковский

Доха собирается усилить свою армию и расширить круг союзников и поставщиков вооружения

0
341
Любовь и расписание уроков

Любовь и расписание уроков

Антон Зверев

О взаимной приязни между бывшими непримиримыми врагами – педагогом и ребенком

0
260
Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
374
В Волгоградской области ученик пытался пронести в класс холодное оружие и горючую жидкость

В Волгоградской области ученик пытался пронести в класс холодное оружие и горючую жидкость

0
526

Другие новости

Загрузка...
24smi.org