0
1240
Газета Образование Печатная версия

12.09.2018 17:31:00

Какие знания нужны – универсальные или специальные

Аналитики обсуждают, чему и как учить сегодня подрастающее поколение

Тэги: образование, универсальные знания, профессии, цифровое искусство


образование, универсальные знания, профессии, цифровое искусство Учителя считают, что умению работать в команде не обязательно учиться в школе. Этим должно заниматься дополнительное образование. Фото со страницы образовательного центра «Сириус» в Facebook

Аналитики Национального университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) и Московского городского педагогического университета (МГПУ)  провели заседание клуба «Норма и деятельность», на котором обсудили предварительные выводы международного доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра». Особое место при обсуждении занял вопрос: какие знания нужны – универсальные или специфические?

Вопрос на самом деле далеко не праздный. Человеческий капитал, о котором так много говорят в последнее время, подразделяется на общий и специфический. Первый применяется в разных сферах деятельности (коммуникационные навыки, владение информационными технологиями, общая культура поведения и т.д.). Второй используется прежде всего на конкретном рабочем месте. Специфические знания, социальные навыки, личностные качества, способность действовать в быстро меняющихся условиях – все это задает рамку требований к современному человеку, отметили во время обсуждения доклада.

Сегодня все заметней увеличение сектора услуг. Происходит такое за счет сокращения занятых в промышленности. Это означает, что вместо каких-то специфических знаний все чаще  требуются «общие». Растет роль таких личностных качеств, как самоконтроль, открытость опыту, способность взаимодействовать с окружающими, планировать и быть настойчивым и т.д.  Считается, что большое внимание всему этому должна уделять сфера образования. Но трудности начинаются уже на уровне школы, отмечают эксперты.

Весной этого года ВШЭ  провела  масштабный опрос учителей и родителей, который показал: школьные учителя не включают задачу развития универсальных компетентностей века в число своих приоритетов. И родители ждут от школы хороших знаний по основным предметам, но не ждут, что школа должна научить применять эти знания для решения практических задач.

Более 80% учителей считают, что роль школы  – передать хорошие предметные знания, а «мягкие» навыки – ответственность семьи и самого ребенка, реже – сектора дополнительного образования. Только 29% учителей считают важной для себя задачу научить школьников навыкам совместной работы, сотрудничества. Более трети (37%) учителей воспринимают креативность в терминах «дано» или «не дано», как врожденный талант, который невозможно развивать упражнениями, причем среди молодых учителей такая точка зрения более распространена. Не более трети родителей связывают возможность развития креативного мышления и коммуникативных навыков со школой; менее 10% считают, что школа поможет научить учиться.

Если говорить о высшем образовании, то считается, что для РФ характерна узкая специализация, хотя и сокращено большое количество специальностей в университетах, отметили на мероприятии выступающие. Кстати, насчет сокращений... Есть исследования, которые показывают, что отдача от специфического капитала выше, чем от общего. XXI век нуждается в специалистах, которые способны глубоко разбираться в отрасли. Кстати, и творить без этого практически невозможно. А обладатели редких знаний и навыков уже автоматически попадают в категорию очень ценных специалистов.

С другой стороны, у обладателей узкого знания есть риск потерять работу в случае ухода профессии с рынка. И порой  долго приходится ждать, пока работа появится. Как показывают многочисленные исследования за рубежом, работодатели в большинстве своем настроены брать на работу людей с широким спектром умений.

Однозначного ответа, какое знание нужно – общее или специфическое, нет. Нужно то, которое востребовано. Сегодня, например, востребованы новые направления, возникающие на стыке профессий. Появлению таких специалистов способствует  слияние вузов и, как следствие, вытекающее из этого – кафедр. Ну и время, конечно, диктует свою моду на новые специализации. И скорее всего они опять будут «узкими». В качестве примера – новые направления магистратуры в вузах.

В Дальневосточном федеральном университете прошел набор студентов на первую в России магистерскую программу «Цифровое искусство».  Выпускники программы «Цифровое искусство» могут работать проектировщиками интерфейсов, интерактивных медиа, архитекторами виртуальных пространств, кураторами, менеджерами культурных институций, дизайнерами выставочных пространств, digital-маркетологами, медиахудожниками. Две новые магистерские программы – «Умный город» и «Эконет» – открываются в Севастопольском госуниверситете. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ и Московский физико-технический институт заключили соглашение о совместной программе онлайн-магистратуры «Цифровая экономика». Документ подписали ректоры РАНХиГС и МФТИ Владимир Мау и Николай Кудрявцев. Студенты получат полный объем знаний в двух областях – экономике и математике. В магистратуре радиофизического факультета Томского госуниверситета появилась новая программа – «Материалы и устройства функциональной электроники и фотоники». ТГУ совместно с Объединенным институтом ядерных исследований в Дубне будет готовить по ней специалистов в области электроники и фотоники будущего.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Российским студентам не хватает мобильности

Российским студентам не хватает мобильности

Наталья Савицкая

Новый тренд в высшем образовании – востребованы специализации с "углублением"

0
472
Учителям предстоит новый экзамен

Учителям предстоит новый экзамен

Елена Герасимова

Отрыв от практики способствует появлению завышенных ожиданий у молодых педагогов

0
624
Москва увеличит размах "Города образования"

Москва увеличит размах "Города образования"

Галина Грачева

В 2019 году важнейший педагогический форум планируется провести с еще большим размахом

0
953
Россия просит ОБСЕ навести порядок  в Прибалтике

Россия просит ОБСЕ навести порядок в Прибалтике

Екатерина Трифонова

Дипломатические и уличные протесты против дискриминации неграждан прошли синхронно

0
1701

Другие новости

Загрузка...
24smi.org