6
3771
Газета Факты и комментарии Печатная версия

17.07.2013 00:01:00

Исламизм потерял ответственное лицо

Падение ставленника «Братьев-мусульман» ставит вопросы о будущем политического ислама

Тэги: египет, мурси, братья мусульмане, исламизм, салафиты


египет, мурси, братья мусульмане, исламизм, салафиты Дело не в Мурси, дело в принципе. Фото Reuters

Президент Египта Мухаммед Мурси низложен. Руководство движения «Братья-мусульмане», из среды которого вышла команда Мурси, или арестовано, или объявлено в розыск. Исламистское движение отказалось сотрудничать с новыми властями и организует по всему Египту сопротивление армейским частям, обеспечивающим сейчас порядок в стране.
Когда год назад Мухаммед Мурси был избран на пост президента, весь мир с интересом следил за этим экспериментом. Впервые в такой важной стране арабского мира сунниты-исламисты, избранные всеобщим свободным голосованием, получили легальный статус и возможность показать свои способности в деле управления страной. Однако налицо плачевный результат. Мурси и его «Братья» не смогли наладить ни социальную стабильность, ни межрелигиозный мир в стране. На международной арене они стремительно превращали Египет из лидера арабского мира в сателлит Саудовской Аравии и крохотного Катара.
Пришло время осмыслить: означает ли фиаско Мурси полную дискредитацию идеи политического ислама или это только временная неудача, и мусульманский мир продолжает верить, что «ислам – это решение»? Для сторонников политического ислама падение Мурси идею не дискредитировало, а для его противников эта идея изначально порочна, отвечает на наш вопрос президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. «Политический ислам будет драться за свое выживание, в том числе в Иране, Турции, Тунисе и во всех тех странах, где исламисты у власти. Не исключено, что в Египте он еще вернется, а скорее всего так и будет», – уверен Сатановский.
«Исламисты на протяжении 90-х годов XX века фактически вели в Египте гражданскую войну, – напоминает эксперт по политическому исламу Георгий Энгельгардт. – То, что им удалось привести своего президента в крайне враждебном политическом контексте, это для них, конечно, был большой успех и остается большим успехом. А то, что армия сместила их президента, – это вещь довольно очевидная и ожидаемая». По мнению эксперта, падение Мурси для египетских исламистов даже не означает потери авторитета. «Для них было бы потерей лица, если бы они это приняли без сопротивления и как нечто должное, – говорит Энгельгардт. – Мы видим, что они возмущаются, устраивают массовые волнения. То есть они демонстрируют, что являются крайне весомой политической силой, что их нельзя игнорировать в любом случае. Что касается глобального аспекта, здесь есть некоторая потеря имиджа, хотя это только элемент общего фона. А общий фон такой, что во многих странах исламского мира, арабского мира исламисты повышают свое политическое влияние и отдельные неудачи укладываются в некоторую логику движения».
Востоковед и политолог Георгий Мирский предполагает, что смещение правительства исламистов может нанести также ущерб авторитету демократии на Ближнем Востоке. «Самое главное, самое тревожное, самое катастрофическое – это сигнал исламистам: демократия не для нас. Оппоненты все равно их выкинут», – указывает эксперт. Мирский привел слова советника Мурси по внешней политике Эссама эль-Хаддада: «Этот сигнал будет резонировать по всему мусульманскому миру громко и ясно. Демократия не для мусульман». Востоковед также цитирует Мухаммеда Юсуфа, представителя афганского движения «Талибан»: «Сейчас стало совершенно ясно, что так называемые выборы, требования народа, справедливость, свобода, безопасность и мир – это просто пустые лозунги, используемые Западом и секуляристами для того, чтобы обмануть народ». «То есть сейчас многие люди начинают думать, что прав был Усама бен Ладен, права была «Аль-Каида», прав был, в частности, Айман аз-Завахири, нынешний лидер «Аль-Каиды» – он сам выходец из «Братьев-мусульман». Так вот, он критиковал бывших соратников за то, что они согласны идти на выборы», – напомнил Мирский.
«На «Братьев-мусульман» играет сейчас один долгосрочный фактор – это отчаянная экономическая ситуация в Египте, – говорит, в свою очередь, Георгий Энгельгардт. – Собственно, почему рухнул режим Мубарака – из-за экономических проблем, которые стали выливаться в проблемы социальные. На самом деле с теми же проблемами не справился Мурси. И для «Братьев-мусульман» это удачная история, что их человека очень быстро убрали от власти, он не успел показать окончательно, что у исламистов нет способа решения экономической проблемы Египта», – считает эксперт. Для следующего политического витка у «Братьев-мусульман» очень удобная позиция, считает он. «Так сказать, светские злодеи отстранили их от власти, поэтому обвинять их ни в чем нельзя, у них были прекрасные идеи, им не дали их исполнить. И с такой позиции им легко заходить на следующий цикл», – предполагает Энгельгардт.
Эксперт указывает, что личность Мухаммеда Мурси в данном случае имеет очень малое значение в масштабах исламистского движения. «Мурси не такой уж харизматический сверхлидер, он шейх движения, фигура, которая была выставлена движением. Но такие его аналоги они могут выставлять если не десятками, то несколько людей подобного калибра у них вполне могут быть представлены. В чем сила египетских «Братьев-мусульман»: у них настолько разветвленная сеть разных общественных организаций, партий, движений, что они всегда могут выставить новую фигуру для участия в политическом процессе», – считает он.
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Беляков напоминает, что Египет одной из первых арабских стран начал модернизацию по западному образцу, поэтому исламистская оппозиция здесь всегда была очень сильной. Ведь политический ислам сформировал свои идеи как реакцию на вестернизацию и отказ от традиционного уклада жизни.
Мы помним, что одновременно с успехом «Братьев-мусульман» годичной давности неожиданно яркий выход на политическую сцену продемонстрировали так называемые салафиты, сформировавшие свою партию «Ан-Нур». Салафиты отличаются от «Братьев-мусульман» прежде всего своим отношением к демократическим институтам государства. Ранее они не допускали участия в политических выборах, но год назад неожиданно баллотировались и даже получили серьезное представительство в парламенте. В ходе последних событий салафиты поддержали действия военных и выступили против Мурси, однако вскоре обратили негодование своих последователей против новых властей Египта.
В протестах против смещения Мурси важен не результат, а имидж влиятельной силы, способной на сопротивление. 	Фото Reuters
В протестах против смещения Мурси важен не результат, а имидж влиятельной силы, способной на сопротивление.     Фото Reuters
Эксперты объясняют эти политические маневры тем, что салафиты и «Братья-мусульмане» очень мало отличаются друг от друга идеологически, и мы наблюдаем скорее внутривидовую политическую борьбу двух группировок. Так, Георгий Энгельгардт напоминает об идеологической и генетической общности двух этих сил. Концепция неприятия светской системы управления государством, признания ее джахилией – «беззаконием» по сравнению с шариатом – была сформулирована Саидом Кутбом, одним из создателей «Братьев-мусульман». Затем ее взяли на вооружение салафиты, чтобы подчеркнуть свое благочестие и выставить соперников отступниками от «чистого ислама».
«Строго говоря, «Братья-мусульмане» – это тоже салафиты, – считает Георгий Мирский. – Салафиты ратуют за возвращение к чистому, праведному исламу. Но получилось так, что от них на протяжении их 85-летней деятельности откалывались все более и более экстремистские группировки, в том числе те, которые убили в 81-м году президента Анвара Садата, которые считали, что «Братья-мусульмане» слишком умеренные, легальные, как у нас были легальные марксисты».
То, что салафиты в Египте появились на политической арене – самый большой сюрприз, считает Владимир Беляков. «Салафиты раньше занимались только проповедями, привлекали сторонников и убеждали их в том, что надо твердо придерживаться принципов классического ислама без всяких современных отклонений», – поясняет востоковед. Он добавляет, что разница между салафитами и «Братьями-мусульманами» состоит в том, как организованы оба движения. «Братья-мусульмане» организованы примерно так же, как масонские ложи. Там очень четкая иерархическая система. Для салафитов главное – проповедник, их духовный лидер, руководитель, вокруг него народ объединяется, и он их наставляет на путь истинный», – поясняет Беляков.
Тем не менее салафиты пошли по стопам «Братьев-мусульман» и приняли участие в выборах по законам светского государства.
   
Означает ли это, что они косвенно приняли светские законы и способны развиваться в рамках демократической системы? Вот как на этот вопрос отвечает Евгений Сатановский: «Салафиты даже косвенно не признали политическую систему светского государства. В свое время участие в выборах в Германии Национал-социалистической партии не означало, что нацисты признали политическую систему Веймарской республики. Это лишь означало, что они добрались до власти и прикончили всех своих соперников».
За год своего правления Мурси показал, что его цель – постепенная трансформация светского государства в шариатское. Прежде всего об этом свидетельствует подготовленный исламистами проект Конституционной декларации. Во многом обсуждение именно этого документа вызвало гнев египтян и последующие народные демонстрации против Мурси и «Братьев-мусульман». У них не получилось превратить Египет в «суннитский Иран», чего многие опасались. Почему же в Иране исламский режим стабилен уже 30 лет, а в показательной для арабского мира стране он разгромлен уже на дальних подступах?
Георгий Мирский указывает на масштаб личности основателя Исламской Республики Иран: «Имам Хомейни и Мурси – разве можно сравнить этих двух людей? Мурси – жалкая маленькая мышь по сравнению с гигантом Хомейни, который создал целую мощную систему, который повел за собой набожный народ, который убедил людей, что шах – это американский агент. Когда Хомейни упрекнули, что в экономике дела пошли хуже, он ответил: «Мы не для того делали революцию, чтобы снизить цены на дыни». Напомним, что Мурси не смог заставить египтян забыть об экономических трудностях в угоду идеологии.
Евгений Сатановский напоминает о роли армий и военных в арабском мире. «В Иране не было истории военных хунт, а в арабском мире военные на протяжении многих десятилетий, более полувека, находились у власти во всех тех республиках, которые представляют собой авторитарные светские режимы», – подчеркивает президент Института Ближнего Востока.
«Исламский режим в Иране был установлен после революции, после чистки и перетряски политической элиты и ее смены, – также замечает Георгий Энгельгардт. – Если бы Мурси захватил власть, привез бы из Катара духовного лидера «Братьев-мусульман» аль-Кардави, перебил бы всю армейскую верхушку, тогда можно было бы сравнивать эти две истории».
Владимир Беляков выдвигает свою версию политических неудач суннитских исламистов: «У суннитов политическая модель толком и не была никогда разработана, потому что им никогда не светил приход к власти. Там много противоречивого и неясного. Тот же Мурси незадолго до того, как занять пост президента, говорил, например, что «наша Конституция – Коран. Наш вождь – Пророк» и т.д. Эти вопросы – представительная демократия, Конституция, парламентская система, президентская система – у «Братьев» толком разработаны не были». Поэтому «по логике развития египетского общества Мурси или любой из представителей исламистов не должен был стать президентом Египта», – заключает востоковед, предположив, что следующий президент, даже избранный свободным голосованием, будет все-таки представителем светских сил.
Таким образом, получается, что политический ислам в суннитском и арабском мире не способен в ближайшей перспективе обеспечить себе легальный статус правящей партии. Непрофессионализм в управлении государством может быть компенсирован только возможностью силового захвата и удержания власти. Однако этот сценарий затруднен из-за фактора политической роли военных и достаточно глубокой секуляризованности большинства населения суннитских и арабских стран. Поэтому в ближайшее время политическому исламу выгоднее продолжить свое существование в привычных для него условиях подпольной борьбы со светским режимом – будь то победивший наконец либерализм или военная хунта.    

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(6)


Андрей Акшин 12:36 17.07.2013

Слушать всяких "экспертов" нет смысла - они врут годами, но никогда так, как они толкуют, не было, нет и не будет. Большинство населения Египта - это феллахи. Крестьяне. Так там сложилось исторически (например, в России, изначально городской цивилизации, абсолютное преобладание крестьянства - это насилие над страной в XVIII-XIX веках, ибо "нефтью" тогда была еда, сиречь, продовольствие, вот людей и загоняли в рабство на плантации), а потому, исторически нуждаются в "жёсткой руке". Этого-то и не смогли обеспечить "братья-мусульмане". Почему? Потому что оказались не готовы интеллектуально. И сие странно. Во-первых, само название "муслим" (мусульмане) происходит от древнего слова "мыслим", то есть, осмысляем. А во-вторых, сам же Мурси заявил, что "наша Конституция - Коран". А Коран - это Нарок (арабы читают справа налево), то есть, Замысел. И получается, что "братья-мусульмане" не ЗАМЫСЛИЛИ, а всего лишь УМЫСЛИЛИ. И явно умыслили чего-то нехорошего. Вот военные их и поправили. Страну и себя пожалели. Получается, что настоящие мусульмане Египта - это военные. И зачем, спрашивается, мамлюков в своё время вырезали?

rus shiya Андрей Акшин 18:45 20.07.2013

да смешно..особенно вот это: [само название "муслим" (мусульмане) происходит от древнего слова "мыслим", то есть, осмысляем"] ... читай и запоминай и никогда не говори о том , чего не знаешь... МУСЛИМ означает "пПОКОРИВШИЙСЯ (предавшийся) АЛЛАХУ"

Андрей Акшин rus shiya 20:49 20.07.2013

Да, не успел предупредить, что термином "мыслим" я предлагаю пользоваться и моим оппонентам. Попробуйте, может и понравится. Пока же ваше утверждение о значении этого термина - лишь фантазия, лишённая всяческих доказательств. Потрудитесь их предоставить и, если получится, я готов забыть даже вашу трамвайную хамоватость.

rus shiya Андрей Акшин 07:33 21.07.2013

Странно то, что арабское слово вы пытаетесь истолковать русским... а доказательство происхождения слова муслим - оно само на арабском.... [ تعليم اللغة العربية [ مُسْلِمٌ Если же не знаете арабский то посмотрите хотя бы википедию: ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Мусульманин ) //Также в свободное время можете посмотреть мой сайт о шиизме rus.shiya.biz //

Андрей Акшин rus shiya 11:14 21.07.2013

Вот видите, и вежливо говорить, оказывается умеете. Теперь дело за малым, честно ответить на вопрос (с помощью вашего сайта, это довольно несложно). Вопрос прост: является ли современное понимание ислама пониманием историческим, то есть, идущим ИССТАРИ? Используя знания о шиизме, ответ незамысловат - нет, не является. По сути, мы имеем дело с мусульманским единобожием (суннизмом) и, в некотором роде, многобожием (шиизмом). Есть и переходные стадии, например, ибадиты, алавиты и прочие. Но и в христианстве, православие является большим монотеизмом, чем, к примеру, католичество. И переходных стадий в христианстве ещё больше. Суть не в этом, а в честности вопросов и ответов. Арабский (а-раби) - это искусственный язык, так сказать, учителей (такие же искусственные, сиречь обучающие языки - церковнославянский, латынь, иврит, "древнегреческий"). И нужен он был для объединения в единую цивилизацию многочисленных народов огромного региона. Потому интерпретация исламских терминов - есть всего лишь интерпретация, причём, задним числом. То есть, подгонка под нужный результат. Википедия и прочие, тоже лишь изображение наиболее удобной или победившей (иногда кроваво) версии. Но даже эта версия полностью соответствует моему утверждению. А версия такова: "Покорность Богу (Аллаху) по-арабски называется "ислам", в силу ОСОБЕННОСТЕЙ арабской грамматики "покорный Аллаху (воле Аллаха)" называется "муслим". Но "особенность" - это ведь и есть интерпретация! Ибо под исключение можно подогнать любое правило. Тем паче, правило несуществующее. Кстати, а что означает слово "ислам"? Почему "покорность"? Никаких доказательств этому нет, ибо даже энциклопедии утверждают, что, например, "салам" происходит от "ислам" и означает "мир с Богом". И где тут покорность? Я же говорю, интерпретации... По моему же мнению, термин "ислам" ("слм" без огласовок) аллегорически означает "мудрость", недаром самым мудрым в истории правителем остался Соломон (Сулейман), то есть, СЛМ без огласовок. Хотя буквально это имя наверняка означало "С Богом Единым" (С Оло Мон), что хорошо соответствует приветствию "Салам". Почему же русский язык помогает понять смысл, казалось бы, чужих слов? Потому что русский язык - прямой потомок скифского, якобы, исчезнувшего языка. А судя по всему, мусульманство (правоверие) зародилось в Волжской Руси, где и по сей день живёт целое созвездие народов, а русский язык (прямой потомок скифского) является общим языком для всех. Именно здесь расположен Куб (Куяба Булгарская), прообраз Каабы. Потому, нет ничего странного в рождении термина "муслим" (с гортанным "у") от слова "мыслим", ведь ислам и появился как религия переосмысления. Кстати, аллегория "ислам = мудрость", только подтверждает мою версию термина "мусульмане". Как и термин Нарок равный Замыслу (Божьему, само собой). Хотя не исключено и двойственное происхождение термина "ислам": и "мудрость", и "излом", потому как слом прежних Единобожьих устоев в мусульманстве был очевиден (ибо иконоборчество и есть борьба с множеством младших богов, с традицией "святых", традицией, что так сильна и поныне, например, в шиизме). Такова моя версия. Родилась с помощью осмысления и снабжена осмысленными доказательствами. Сможете возразить, пожалуйста. Только постарайтесь ссылаясь на интерпретации, не повторять их буквально, а осмыслить самостоятельно.

rus shiya 03:38 22.07.2013

раз пытаетесь осмыслить - это хорошо и даже очень хорошо, да наставит вас Аллах на истинный путь. Что же касается всего что вы сказали, очень и очень неприятно и неприлично то, что пахнет все национализмом (прям наподобие турецкомо пантюркизма- будто все произошло от турков) то достаточно аятов Аллаха: "Приведите ваши доводы, если вы говорите правду" Сура - Аль - Бакара Аят - 111. и «Или у вас есть Писание, из которого вы узнали?» (сура «аль-Калам», аят 37), и если да, то: «Принесите мне Писание, предшествовавшее этому, или хоть какой след знания, если вы говорите правду» (сура «аль-Ахкаф», аят 4) И еще напомню что единственный случай когда Пророк (с.а.с.) высказался немного грубо : Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует: "Если вы услышите, как кто-то возносится своим происхождением, как это было во времена джахилии, то скажите ему, чтобы он схватил за член своего отца. И не говорите это другими словами!" (ля такну - т.е. не давайте этому какие то куньи, смягчающие слова, а говорите как я приказал) Этот хадис отказываются принимать националисты, и всякие хизбиты и тп.п., но всего лишь потому, что он не соответствует их страстям. И этот хадис, иншаАллах - достоверный. Передали этот хадис: Ан-Насаи, 8865, Багави, 1-835, Ахмад, 21274, Абу Наим в "Марифа ас-сахаба", 716, Ибн Аби Шейба, 38337, Ибн Мухоллид, 1-3, и другие.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Human Rights Watch не дает казнить салафита

Human Rights Watch не дает казнить салафита

Артур Приймак

Лидер саудовских «Братьев-мусульман» ожидает смертного приговора за деятельность против властей королевства

0
296
В Ташкенте 5 сентября состоятся узбекско-египетский бизнес-форум

В Ташкенте 5 сентября состоятся узбекско-египетский бизнес-форум

0
584
Участник евромайдана ополчился  на исламистов в Польше

Участник евромайдана ополчился на исламистов в Польше

Артур Приймак

Учеба в варшавской гимназии едва не довела его дочь до замужества в 14 лет

0
1168
Вашингтон против мира в Афганистане

Вашингтон против мира в Афганистане

США стремятся вбить клин между Москвой и Кабулом

0
6517

Другие новости

Загрузка...
24smi.org